Максимизация прибыли

Прибыль как основной мотив предпринимательской деятельности побуждает предприятие искать способы максимизации прибыли. Существуют два основных способа максимизации прибыли. Первый способствует получению большей массы прибыли, второй - увеличению темпов прироста прибыли. В основе первого способа лежит принцип сопоставления предельных издержек предельными доходами, в основе второго способа - учет влияния постоянных и переменных издержек на темпы прироста прибыли. Чтобы понять первый способ максимизации прибыли, необходимо знать категорию предельного дохода. Предельный доход - М R - это дополнительный доход от продажи одной дополнительной единицы продукции. Он определяется как разность между объемом в данный период и объемом продаж в предыдущий период если за этот период объем продаж увеличился на единицу продукта: М

1 R = Т Rn - Т Rn-1[12].

В условиях классического рынка, при совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара, т. е.

2 М R = Р.

В условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены, так как, чтобы продать дополнительную единицу продукции несовершенный конкурент вынужден снижать цену.

При первом способе максимальную прибыль предприятие полу­чает при достижении равенства предельного дохода и пре­дельных издержек, т. е. при условии

3 М R = МС.

Это равенство одновременно свидетельствует об экономическом равновесии предприятия на рынке. Чтобы понять процессы максимизации массы прибыли, обратим внимание на следующие факторы, которые предопределяют поведение предприятия на рынке. Каждая дополни­тельная единица товара, поставленная той или иной фирмой ни рынок, одновременно добавляет некую величину к валовому доходу (эта величина и есть М R - предельный доход) и некую величину к валовым издержкам (эта величина есть МС - пре­дельные издержки). Следовательно, поведение предприятия определяется сопоставлением величин М R и МС. При этом предприятие на рынке ожидают три классические ситуации:

1) предельный доход выше предельных издержек (М R < МС), предприятие расширяет свое производство, увеличивая объем продав на данном рынке;

2) предельный доход равен предельным издержкам (М R= МС), прибыль максимальна, выпуск продукции становится стабильным;

3) предельный доход меньше предельных издержек (М R < МС), производство становится невыгодным, его надо сворачивать или модернизировать на новой научно-технической основе[13].

Из этого следует, что в условиях когда предельные доходы равны предельным издержкам, предприятию нет надобности увеличивать производство, одновременно есть экономический смысл стабилизировать объем продаж, а данный объем производства сделать величиной оптимальной. Отсюда в экономическую науку и вошло понятие «равновесие предприятия на рынке».

В условиях классического рынка, когда предельный доход равен цене товара (М R = Р), прирост валовой выручки на единицу продукции означает прирост этой выручки (М R) на цену одного дополнительного товара. На данном рынке равновесие предприятия означает верность принципу: М R = МС, или МС = М R . Но и в условиях рынка несовершенной конкуренции, когда цена выше предельного дохода (Р > М R ), предприятия придерживаются этого же принципа, т. е. стабилизируют объем продаж, если МС = М R. Это объясняется тем, что несовершенство конкуренции абсолютным характер имеет в исключительных случаях (например, при государственной или при естественной монополии). Боязнь конкуренции как раз и побуждает предприятия придерживаться такого объема продаж, когда МС = М R. Разумеется, если предприятие объективно является абсолютным монополистом, она завышает цены и выби­рает такой вариант развития, когда скорость прироста валового дохода выше скорости прироста издержек, т. е. М R > МС.

Второй способ максимизации прибыли основан на сопоставлении объема продаж с валовыми, переменными и постоянными издержками. В литературе этот способ часто называют эффектом производственного рычага. Его суть в том, что любое изменение объема продаж порождает еще большие изменения прибыли. Это позволяет сделать два важнейших вывода, которые предопределяют поведение предприятия в ее погоне за темпами прироста прибыли. Во-первых, всякая предприятие весьма экономно и расчетливо относится к уровню и динамике постоянных, переменных и валовых издержек. Во-вторых, экономия издержек дает повышенный эффект (стремительно ускоряет прирост прибыли) лишь в том случае, когда предприятие неуклонно увеличиваем объем продаж. И напротив, экономия издержек не дает динамичного прироста прибыли, если объем продаж сокращается. В этом и заключается эффект производственного рычага.

Перейти на страницу: 1 2 3 4