Максимизация прибыли

Эти строки были написаны в 1860 г. Через 140 лет развитии человеческой, и прежде всего европейской цивилизации, т. е. уже в наше время, в период вступления человечества в третье тысячелетие, приведенную выше цитату можно было бы закончим, словами: «Доказательство: контрабанда и торговля рабами, детьми, проститутками и наркотиками».

В приведенном субъективном восприятии прибыли в рыночной экономике нельзя видеть только один аспект проблемы только алчность или только попрание законов и правил челове­ческой этики. Субъективное в экономике всегда есть форма выражения объективного. Прибыль - это объективный критерий эффективности рыночного хозяйствования и одновременно объективная цель предпринимательской деятельности. Если предприятие не получает прибыль, оно работает неэффективно. Оно и определенной мере совершает экономическое преступление против общества, ибо эти же ресурсы могли бы принести стране больший эффект, если бы их использовала другая предприятие, работающая более прибыльно. Такова объективно противоречивая и суровая логика экономической жизни в условиях неограниченных и неконтролируемых рыночных отношений. Здесь тоже ум с сердцем не в ладу, а экономический закон и цивилизованная мораль могут оказаться в непримиримом противоречии. И вновь мы приходим к старому и общеизвестному выводу - обществу нужна социально ориентированная рыночная система хозяйства. Обществу следует отдать предпочтение смешанной экономике, а рыночное хозяйство должно функционировать по прав и лам игры, которые учитывают интересы каждого человека, нации, страны, общества в целом.

2.1 Поведение предприятию на рынке

В каких бы условиях ни действовала предприятие, она должна стремиться к максимизации прибыли или минимизации убытков. При решении этих проблем предприятию следует руководствоваться следующими правилами:

1. Предприятие должно прекратить производство, если TR от продажи любого объема ее продукции не превосходит VC производства данного количества товаров и услуг. Иными словами, чтобы

1 P = AVC.

2. Чтобы добиться максимальной прибыли, предприятие должно производить такой объем продукции, при котором MR = MC.

На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции, а P=MR, поэтому максимизация общей прибыли (Pr = MR-MC) достигается тогда, когда P = MC. При этом, если P (MC, то производство можно расширить. Если P (MC, то производство нужно сокращать (рис.2)[16].

Рис. 2. Предприятие на рынке совершенной конкуренции

На рынке несовершенной конкуренции, чтобы получить максимальную прибыль объемы производства и реализации следует увеличивать до тех пор, пока MR < MC, если MR < MC, производство следует сокращать, если MR=MC, предприятие получает максимальную прибыль[17].

Важную часть издержек производства предприятия составляет плата за факторы производства или ресурсы. Цена на ресурсы в рыночной экономике формируется через взаимодействие спроса и предложения аналогично ценам готовой продукции.

Однако рынки ресурсов имеют свои особенности. Так, спрос на ресурсы является вторичным или порожденным, т. к. интересует предпринимателя ни сам по себе, а лишь как средство получения прибыли. Предложение же ресурсов является неэластичным по цене, т. к. не может быть увеличено в краткосрочный период.

Важное значение имеет и тот факт, что на рынке ресурсов предприятие выступает как покупатель. Производителями являются собственники ресурсов, поэтому цена ресурса будет являться доходом его владельца: цена природных ресурсов – рента, цена труда – заработная плата, цена производственного капитала, или инвестиционных ресурсов, – процент[18].

Предприятие стремится выбрать такое сочетание используемых ресурсов, которое обеспечит ему минимальные издержки. Это возможно, если предельная доходность каждого ресурса (marginal revenue product) пропорциональна его цене:[19]

Перейти на страницу: 1 2 3 4