Концепция экологической безопасности на 2004–2015 годы

Закон «Об обязательном экологическом страховании» 2005 года нацелен на гарантирование компенсации при случайном загрязнении через обязательное экологическое страхование, которое должно предусматриваться в контракте любого физического или юридического лица, занимающегося деятельностью, наносящей вред окружающей среде и физическим лицам. На основе заранее проведенного экологического аудита страховой контракт покрывает компенсацию экологического ущерба. Перечень мероприятий, подлежащих страхованию, определен Правительством РК. Страхование также покрывает компенсацию вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу и окружающей среде в результате загрязнения. При любой деятельности, основанной на международном контракте, условия контракта заменяют положения Закона.

Закон «Об обязательном экологическом страховании» регулирует вопросы прямых последствий загрязнения, однако, не содержит в себе положений о производных последствиях или видимых рисках (например, ухудшение состояния здоровья людей в результате загрязнения питьевой воды). Применение Закона еще находится на начальной стадии, и, вероятно, потребуются некоторые корректировки, в особенности, в части расчета компенсации. Во время подготовки обзора не было зарегистрировано ни одного случая, подпадающего под действие закона. Таким образом, невозможно оценить насколько эффективно будет компенсирован ущерб окружающей среде. Закон не предусматривает, кто несет ответственность за проведение восстановительных работ.

Экологический кодекс.

Общее содержание. Экологический Кодекс был разработан по поручению Президента РК в начале марта 2006 года в срок к концу 2006 года. Несмотря на столь сжатые сроки, Экологический кодекс был принят в январе 2007 года.

Был сделан запрос на предоставление комментариев со стороны международных и казахстанских экспертов, а также международных организаций. Для консультаций с общественностью два раза проводились общественные слушания. Главная цель заключалась в гармонизации действующего законодательства в области охраны окружающей среды с передовыми международными стандартами, обеспечивая переход на новые стандарты и совершенствование системы контроля[37].

Экологический кодекс включает в себя основное национальное законодательство по охране окружающей среды (см. выше), а также требования большинства международных экологических конвенций, таких как Базельская Конвенция 7 и Роттердамская Конвенция 8. Однако документ может содержать в себе отдельные несоответствия и противоречия, на которые недавно указали представители Организации экономического сотрудничества и развития. Например, остаются нерешенными вопросы выполнения ряда юридических требований, что связано с отсутствием анализа экономической эффективности до принятия Кодекса.

К концу 2007 года были приняты положения, поддерживающие выполнение Кодекса. К ним относятся, например, управление озоноразрушающими веществами, а также импорт, экспорт и перевозка всех видов отходов и производственный экологический контроль на предприятиях (см. таблицу 3).

Рисунок 3 - Организационная структура Комитета экологического контроля (КЭК)[38]

Кодекс предусматривает право доступа каждого гражданина к экологической информации и участие общественности в процессе принятия решений по вопросам охраны окружающей среды и УР. Глава 21 Кодекса об экологической информации содержит положения о правах и обязанностях органов в отношении предоставления экологической информации, а также условия и порядок ее предоставления (см. таблицу 7).

Однако с учетом сжатых сроков разработки Кодекса, существует необходимость тщательной проверки различных его положений для устранения пробелов и возможных расхождений между различными разделами документа.

Определение основных понятий в Кодексе требует доработки, а вторичное законодательство недостаточно разработано.

Устойчивое развитие является ключевой задачей для Казахстана. УР обычно рассматривается с точки зрения трех взаимозависимых и взаимоподкрепляемых основ, а именно: экономическое развитие, экологическое развитие и охрана окружающей среды.

Таблица 7 - Распределение ответственности по сферам окружающей среды

Среда

Ответственный орган

Воздух

Министерство охраны окружающей среды

Биоразнообразие и лес

Министерство сельского хозяйства

(Комитет лесного и охотничьего хозяйства)

Рыба

Министерство сельского хозяйства

(Комитет рыбного хозяйства)

Земплепользование и использование лесов

Агентство по управлению земельными ресурсами

Администрация Президента РК

Нефть, радиоактивные отходы

Министерство энергетики и минеральных ресурсов

Подземные ископаемые

Министерство энергетики и минеральных ресурсов

(Комитет по геологии и недропользованию)

Отходы (муниципальные и промышленные)

Министерство охраны окружающей среды

Вода

Министерство сельского хозяйства

(Комитет по водным ресурсам)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7