Концепция экологической безопасности на 2004–2015 годы

Экономические инструменты для охраны окружающей среды

Среди экономических инструментов охраны окружающей среды, используемых в Казахстане, по-прежнему доминируют платежи за загрязнение, налагаемые на очень большое количество загрязняющих веществ и различные виды отходов, генерируемых промышленными предприятиями.

Платежи за экологически вредную продукцию играют второстепенную роль. Схемы субсидирования, направленные на продвижение распространения технологий с меньшим уровнем загрязнения, упомянутые в законе «Об охране окружающей среды» (ЗООС) 1997 г., не были реализованы. Однако они также упоминаются в Экологическом кодексе, который вступил в силу в начале 2007 года и интегрирует с ЗООС. Кодекс также обеспечивает правовую основу для учреждения фондов восстановления на уровне предприятия и введения рыночных схем торговли сертификатами на выбросы. В кодексе также содержатся положения, предусматривающие экономическую, т.е. денежную, оценку экологического ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды. Однако детали реализации всех этих новых положений еще находится на стадии разработки.

Кроме того, в соответствии с Экологическим кодексом взимание платы за эмиссии связано с системой разрешений, в которых указаны лимиты нормативов эмиссий (ЛНЭ) для загрязняющих воздух и воду веществ, а также производства отходов. В 2008 году ввели в действие важное изменение, согласно которому будет снижено количество загрязняющих веществ воздуха и воды, учитываемых при определении ЛНЭ. Однако количество загрязняющих веществ, по которым начисляется плата за эмиссии в окружающую среду, остается достаточно высоким по сравнению со странами ОЭСР, где такие платежи применяются в очень ограниченном объеме (например, налоги на оксид азота (NOx) и диоксид серы (SO2), применяемый в Скандинавских странах) с целью создания стимулов для снижения степени загрязнения[42].

Существуют незначительные подтверждения тому, что система платы за эмиссии в окружающую среду создала существенные стимулы к снижению степени загрязнения. Это отражено в принятом Правительством РК Плане действий на 2007-2009 годы по реализации Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию, который предусматривает:

• эффективное применение принципа «загрязнитель платит»

• укрепление стимулирующей функции платежей и штрафов за загрязнение окружающей среды;

• пропаганду переработки отходов.

Плата за эмиссии в окружающую среду в Казахстане является, в принципе, основным инструментом для уменьшения воздействия экономической деятельности на окружающую среду. Данная плата основывается на экологических разрешениях, в которых для каждого предприятия указываются нормативы эмиссий для загрязняющих воздух и воду веществ и максимальный объем производимых отходов. Начиная с 2002 года, существует единое разрешение, охватывающее все эти экологические сферы. В соответствии с новым законодательством, вступившим в силу в августе 2007 года, был продлен срок действия разрешений с одного года до 3-5 лет. Плата начисляется на загрязнение окружающей среды в рамках установленных лимитов. За превышение лимитов загрязнения налагается плата за невыполнение требований. Однако система расчетов платы за эмиссии в окружающую среду не отличается прозрачностью, и их экологическую эффективность трудно измерить. ЛНЭ для загрязняющих веществ из стационарных источников определяются из расчета предельно допустимой концентрации (ПДК) отдельных веществ в атмосфере с учетом их токсичности и связанным с этим потенциальным воздействием на здоровье человека. ЛНЭ для каждого предприятия в отдельно взятой области рассчитывается на основании компьютерного моделирования рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере [27].

Экологическая политика не нацелена на несколько основных загрязняющих веществ; напротив, существует официальный перечень нескольких сотен загрязняющих воздух и воду веществ, к каждому из которых может применяться определение нормативов эмиссий. Количество и тип загрязняющих веществ, учитываемых при установлении ЛНЭ для предприятия, зависят от объемов производства и используемых технологий производства. До 2007 года применялись ограничения на производство промышленных отходов для четырех различных групп опасных отходов, а также для обычных твердых (или бытовых) отходов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7