Институциональное регулирование инновационного типа устойчивого развития

В таблице 3.3.2 показано финансирование комплексов за счет средств ФАИП.

Таблица 3.3.2

Финансирование и использование средств ФАИП по комплексам

в январе-мае 2009 г.

Финансирование

за счет государственных капитальных вложений, млрд. руб.

Использование средств за счет всех источников финансирования, млрд. руб.

Производственный комплекс

84,18

24,29

Социальный комплекс

49,15

22,63

Специальный комплекс

28,87

18,21

Всего в январе-мае 2009 года, использовано государственными заказчиками 65,14 млрд. рублей государственных капитальных вложений, или 11,0% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство (см. рисунок 3.3.1).

Рис. 3.3.1.

Уровень финансирования и

использования бюджетных инвестиций

В среднем по России за 5 месяцев 2009 года, было использовано 40,2% от общего объема профинансированных средств за счет всех источников финансирования, при этом использование средств, в рамках производственных комплексов ниже средних значений.

Таким образом можно выделить, что государственное регулирование процессов направленных на устойчивое развитие, в рамках инновационного подхода использует следующий инструментарий:

- социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной структурной политики;

- государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;

- федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;

- государственные заказы и современные контрактные системы;

- индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий, а также организаций других форм собственности;

- механизм интеграции регуляторов и структур.

Отраслевой критерии механизма институционального обеспечения позволяет определить приоритеты и направления государственной поддержки устойчивого развития. Следует отметить, что данный критерий позволяет выделить диспропорцию в государственной поддержке, поскольку существует значительная разница в степени поддержки государством крупного производственно-хозяйственного комплекса и малой инновационно -производственной фирмы.

Процесс государственного регулирования зависит во многом от макроинновационных стратегий. Общая типология макроинновационных стратегий рассматривалась Аньшиным В.М., Кудиновым Л.Г [ ] и приведена на рис. 3.3.2.

Диапазон охвата государством научно-технических сфер и

направлений инновационной деятельности в промышленном комплексе.

Как правило, дан­ный классификационный признак предполагает выделение двух стратегий — всеобщей и селективной. Рассматриваемый диапазон может быть различным и определя­ется следующими основными факторами: развитостью государ­ственного сектора научно-технической сферы, наличием средств государственного бюджета, развитостью фирменной науки и уровнем развития рынка нововведений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8