Институциональное регулирование инновационного типа устойчивого развития

В-третьих, в большинстве случаев, вкладывая средства в рисковые проекты, промышленные предприятия подвергают себя инновационному риску, состоящему из нескольких элементов: технологический риск и возможная неудача проекта с технической стороны; хозяйственный риск, связанный с возможным превышением требуемой величины ресурсов над имеющимися в наличии хозяйствующего субъекта; коммерческий риск, связанный с неопределенностью конъюнктуры рынка, и динамический риск - значительное изменение общеэкономической среды за время реализации проекта. Методы стимулирования могут быть различными, например, поощрение конкуренции, различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов.

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационной деятельности промышленных предприятий любой отраслевой принадлежности. Однако до сих пор отсутствует законодательное закрепление инновационной деятельности, прав инноваторов, механизма разработки и реализации инновационной политики [66].

Одной из основных функций государства по поддержке инновационной деятельности является руководство формированием федеральных целевых программ. Разработка приоритетных направлений в России ведется в рамках государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, региональных программ и проектов.

Координацию усилий государства по поддержке инновационной деятельности осуществляют три ведомства –Министерство экономики, Министерство промышленности, науки и технологий и Государственный комитет по промышленной политике. Бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит осуществляет Министерство финансов РФ.

Кроме того, государственные органы обеспечивают деятельность информационных систем - одного из основных каналов распространения (трансфера) нововведений, а также могут выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь при поиске партнеров.

Основными функциями федеральной поддержки инновационного типа устойчивого развития являются:

- формирование правового поля инновационной деятельности на территории РФ;

- финансирование приоритетных направлений государственного инновационного развития;

- организационные факторы инфраструктуры поддержки инновационного развития в России;

- формирование государственных структур способствующих развитию инновационной сферы в регионах;

- инициирование федеральных программ и проектов.

Государственное регулирование инновационных процессов - одно из главных условий перевода функционирования экономики на устойчивый режим функционирования. Для сохранения и развития научно-технического потенциала и устойчивого развития страны необходимы:

- реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на прорывных направлениях науки и техники;

- совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала;

- образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность (Федеральный фонд производственных инноваций; Российский фонд технологического развития; Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере и т.д), ассоциаций фондов с развитым финансовым капиталом для помощи прорывным проектам;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10