Состояние и перспективы инновационного развития промышленного комплекса Республики Татарстан
Количественный показатель продукции «подвергшейся значительным технологическим изменениям», является реакцией на технологические требования со стороны внешнего рынка. Вступление России в ВТО, требует перехода производственных мощностей, инноваций - продуктов и инноваций-процессов на качественно новый уровень, соответствующий всем характеристикам и стандартам западных производителей (потенциальных конкурентов). При этом, следует учесть, что сырью и полуфабрикаты отечественного производства всегда считались одними из лучших на мировом рынке сырья. Другой вопрос, что производственный процесс на выходе выдает неконкурентоспособный продукт. Это объясняет тот, факт, что большинство инноваций-процессов создано на базе лицензионной стратегии проникновения на рынок. Намного выгоднее отечественным компаниям производителям взять за основу уже существующие технологии и адаптировать под отечественные производственные процессы. С другой стороны, для производителя это может быть затратным, чем собственно сам инновационный процесс на предприятии. В таблице 4.5. приведена оценка результатов инновационной деятельности предприятий промышленности и сферы услуг.
Таблица 4.5. Оценка результатов инновационной деятельности предприятий
| Число организаций, оценивших воздействие результатов своей инновационной деятельности как среднее: | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 
| - расширение ассортимента товаров, работ, услуг | 31 | 38 | 52 | 30 | 
| - расширение рынков сбыта | 38 | 29 | 55 | 32 | 
| - улучшение качества товаров, работ, услуг | 36 | 33 | 70 | 40 | 
| - сокращение затрат на заработную плату | 22 | 35 | 24 | 25 | 
| - сокращение материальных и энергозатрат | 27 | 39 | 44 | 31 | 
| - обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам | 34 | 36 | 46 | 35 | 
Как следствием взаимодействия промышленных предприятий с элементами инновационной инфраструктуры, следует рассмотреть малые наукоемкие фирмы, в республике их более 25, при этом отметим, что именно на малый инновационный бизнес правительство республики ориентирует мероприятия инновационной и инфраструктурной политики.
При этом следует отметить, что инфраструктурная модель ориентирована на устранение первоочередных проблем инновационного сектора экономики, а именно: систему оплаты и стимулирования труда работников данной сферы; систему финансирования научно-технических работ; систему организации НИОКР; отток кадров из сферы НИОКР. Решение вышеуказанных проблем частично возложено на элементы инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности.
Начиная с 2004 года, наблюдается положительная динамика инновационной активности малых инновационно ориентированных предприятий, это совпадает с появлением базового элемента инновационной инфраструктуры технопарка «Идея», основная задача которого активно помогать в становлении малого наукоемкого предпринимательства. Как показано в таблице 4.6., произошло увеличение доли инновационных товаров и услуг малыми предприятиями.
