Количественный подход

Становление количественной школы, связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других областей знаний. Научный метод при анализе работы еще применял Ф.У. Тейлор. Но до Второй мировой войны количественные методы использовались недостаточно.

Возмож­ность использования достижений математики послужило основанием для создания школы «науки управления» — «количественной» школы. Эта школа применила точные науки (экономико-математические методы, теорию исследования операций, статистику, кибернетику и др.) для решения задач управления, чем вне­сла существенный вклад в развитие науки управления. Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Л.В. Канторович (Нобелевский лауреат), В.В. Новожилов и др. Предста­вители этой школы способствовали углубленному пониманию сложных управленческий проблем благодаря разработке и применению моделей, использовали точные методы для принятия решений в сложных ситуаци­ях. Толчок к применению этих методов в управлении дало внедрение и развитие компьютерной техники.

Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных на­правления[1]:

Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математиче­ских методов и ЭВМ.

За период, предшествующий формированию школы науки управления, была создана теория управления, ко­торая в состоянии не только объяснить практику, но и дать конкретные рекомендации по совершенствованию действий для управляющих. Было разработано большое количество «принципов», «заповедей», «правил», «памя­ток» и т. д. Однако управляющие далеко не всегда при­бегали к использованию этих .советов, так как зачастую они оказывались абстрактными и трудно применимыми на практике. Отдельные положения теории представля­ли собой только научную ценность. Очень часто это мало заботило исследователей. Такой подход к управ­ленческим проблемам получил название эмпирическо­го. Главным его содержанием является утверждение, что эффективность управления зависит от умения управ­лять людьми.

При всем разнообразии взглядов, развиваемых в рамках эмпирической школы, ее сторонников объединяет откровенно прагматическая ориента­ция, которая основывается на изучении практики управления с целью вы­работки рекомендаций, имеющих, как правило, непосредственное практи­ческое значение.

Представители этой школы обычно подчеркивают, что не стоит пре­небрегать достижениями математики, кибернетики и других наук. Но ре­шающее значение они придают непосредственному опыту управления, доказывая, что сама по себе управленческая деятельность остается в значительной мере искусством, которому учит не столько теория, сколько практика.

Это направление претендует на роль создателей американской науки управления, научного менеджмента. Проблему управления производством представители менеджеризма рассматривают как проблему управления людьми, а научный менеджмент — как научно разработанный практиче­ский инструмент повышения искусства управления производством.

Необходимо сказать, что это направление ставит и разрабатывает ре­альные проблемы управления крупными предприятиями, и его рекомен­дации, несомненно, способствуют повышению эффективности производ­ства.

Поскольку управление рассматривается как искусство, то большое внимание здесь придается руководителям-менеджерам и описываются их функции, правила работы и поведения.

Эмпирическая школа обосновывает идею профессионализации ме­неджмента, то есть превращения функции менеджера в самостоятельную профессию. В общем одобрительно относясь к этой тенденции, главный идеолог эмпирической школы, Питер Друкер, предостерегает от чрезмер­ного увлечения этим положением, утверждая, что менеджмент никогда не станет точной наукой и что критерием качества менеджмента всегда будет практический успех в деловой деятельности; то есть менеджмент является скорее практикой, чем наукой или профессией, хотя содержит в себе эле­менты того и другого. Друкер акцентирует внимание на творческой сто­роне деятельности менеджера. Он, согласно Друкеру, выполняет две спе­цифические обязанности. Первая — создать из имеющихся ресурсов под­линно целое производственное единство, то есть создать эффективную систему управления. Ему нужно постоянно обозревать предприятие как целое, не теряя при этом из вида частные вопросы, поскольку эти частные вопросы в определенных условиях могут приобрести решающее значение для деятельности всего предприятия.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6