Количественный подход

В 50—60-е гг. эти методы стали широко применяться для принятия решений в промышленности и в целом по наиболее сложным ситуациям в таких проблемах, как:

распределение ресурсов между различными потребителями; управление запасами (материальными, финансовыми и др.);

управление транспортными потоками (в городах, на предприятии);

оптимизация графика движения в аэропортах;

оптимизация производственной программы пред­приятия; распределение расходов на рекламу раз­личных видов продукции; распределение оборудования и трудовых ресурсов для производства раз­ной продукции на промышленном предприятии;

выбор оптимальной стратегии поведения и многие другие.

Перечисленные задачи решаются только математиче­скими методами, с которыми тесно связаны сетевые ме­тоды планирования и управления, в частности СРМ (ме­тод критического пути) и PERT (метод оценки и пере­смотра программ).

Отличительной особенностью науки управления яв­ляется использование моделей. Модели приобретают осо­бенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки не­скольких альтернатив. Р.Е. Шеннон дает следующее определение модели: «Модель — это представление объек­та, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности», т. е. от самого предмета.

На практике руководители организаций вынуждены прибегать к моделированию в силу сложности многих организационных ситуаций, из-за невозможности прове­дения экспериментов или необходимости спрогнозиро­вать будущее. Различают физические, аналоговые и ма­тематические (символические) модели.

2. Дальнейшее развитие теории управленческих решений с использованиием новейших математических методов и технических средств, включая ЭВМ.

Эта теория ставит своей целью повышение рацио­нальности управленческих решений. В начале 50-х гг. были сделаны попытки более точного определения пред­мета теории управленческих решений. Эта теория рас­сматривается как дальнейшее развитие исследования операций.

Предметом исследования операций в теории управ­ленческих решений является сам процесс принятия реше­ний, формирование принципов выбора, выработка крите­риев оценки и способов выбора решений, в наибольшей степени соответствующих поставленным целям. Для при­нятия решений широко используется математическое мо­делирование, в том числе модели теории игр, модели тео­рии очередей, модели управления запасами, модели ли­нейного и имитационного программирования и др.

Теория управленческих решений представляет собой самостоятельную комплексную дисциплину. Ведущая роль в теории управленческих решений принадлежит сис­темному подходу, требующему, чтобы каждый руководи­тель при решении входящих в его компетенцию проблем подходил с точки зрения системного анализа.

Системный анализ — это исследование, цель которого помочь руководителю, принимающему решение, в выбо­ре курса действий путем систематического изучения его действительных целей, количественного сравнения (там, где возможно), затрат, эффективности и риска, которые связаны с каждой из альтернатив политики или стратегии достижения целей, а также путем формулирования дополнительных альтернатив, если рассматриваемые не достаточны[4].

Системный анализ направлен на всестороннее уясне­ние проблем, стоящих перед организацией, и выявление будущих последствий от их решения в условиях сего­дняшнего дня. Системный анализ способствует выявле­нию взаимосвязей целей решения определенной пробле­мы с целями и задачами всей организации. Системный анализ предполагает разработку и тщательную оценку всех возможных вариантов решения проблемы, ведущих к достижению поставленной цели. Системный анализ большое внимание уделяет выбору критерия, с которым производится сопоставление каждого варианта. Затраты на реализацию различных вариантов решений сравнива­ются с эффектом, который может быть получен от каж­дого из них. В США такие анализы называют: «стои­мость—эффективность», «стоимость—полезность», «стои­мость—выгодность». Системный анализ используется для уяснения и упорядочения проблемы, которая затем мо­жет решаться как с использованием математических ме­тодов и ЭВМ, так и без них.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6