Взгляды на предпринимателя и предпринимательство в классический период развития экономической мысли.

Основатель современного менеджмента Питер Друкер в своих работах подчеркивал практический и интуитивный характер предпринимательской деятельности, полагая, что «науку предпринимательства» создать невозможно, ибо каждый предприниматель сталкивается с уникальным набором экономических и психологических факторов. По его мнению, принципиальное отличие предпринимательства от других форм малого бизнеса состоит в том, что предприниматель создает новый рынок и находит новых покупателей, формируя, таким образом, новый сегмент рынка. По мнению П. Друкера, главным инструментом предпринимателя являются нововведения, и от того, насколько грамотно и продуманно применяет инновации предприниматель, зависит успех его начинания.

В отечественной экономической литературе, мнения о характере предпринимательской деятельности, в целом совпадают с западными. Российские экономисты XIX-XX века (А. Каминка, А. Петражицкий), давая свои определения понятию «предприниматель», подчеркивали цель деятельности – получение прибыли, и особенности ведения экономических операций – за счет своих средств и на свой риск. В современной отечественной литературе встречаются различные определения рассматриваемого экономического явления – от кратких до весьма обстоятельных, однако, ни одно из них не может считаться исчерпывающим с точки зрения экономической психологии. Например, авторы учебника «Психология предпринимательства» Акперов И.Г., Масликова Ж.В определяют предпринимательство, как «особую деятельность, ставящую перед собой создание предприятия, которое ориентировано на получение прибыли», что относится ко всем видам бизнеса. В учебнике «Предпринимательство» под ред. М.Л. Лапуста дается более расширенное определение, которое носит экономический характер, и слабо отражает психологические особенности данного явления: «Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами».

Перейти на страницу: 1 2