Арендная плата, цена земли. Диффрента или земельный налог

Только тогда, когда сельхозпроизводители начнут рабо­тать рентабельно, получая прибыль хотя бы на уровне про­мышленных предприятий, сельскохозяйственные угодья по­лучат адекватную экономическую оценку, заработают такие механизмы, как институт банкротства и ипотека, появятся стимулы перераспределения земель в пользу наиболее эф­фективных собственников и хозяйствующих субъектов на земле.

Формирование и развитие рентных отношений невоз­можно не только без получения рентных доходов, но и выде­ления их, то есть конкретной, самостоятельной формы выра­жения и движения ренты.

В централизованной экономике принципы распределе­ния прибыли совхозов и доходов колхозов вели к изъятию почти всего прибавочного продукта и поступлению его в "об­щий котел" государства без разделения на части.

Путем присвоения всей прибыли, включая дифферен­циальную, государство реализовало себя экономически в ка­честве собственника и хозяина земельных угодий. Как хозяин оно присваивало продукт, включая нормальную прибыль, а как землевладелец - первую форму дифференциальной до­бавочной прибыли. Но даже в командной экономике при су­ществовании частичной монополии совхозов и колхозов на землю как объект хозяйства существовала необходимость выделения рентного дохода из всего дохода хозяйства, так как только при этом условии можно было добиться; 1) рацио­нального использования земли; 2) выравнивания экономиче­ских условий хозяйствования социалистических предприятий на разнокачественных землях .

В современном российском сельском хозяйстве про­изошла денационализация земли и монополия как собствен­ности так хозяйствования перешла к отдельным лицам. Те­перь, чтобы экономически реализовалась монополия частной собственности на землю, необходимо получить абсолютную ренту, а для реализации монополии на землю как объект хо­зяйства сельхозпроизводителям нужно извлечь дифференци­альную добавочную прибыль. Образование той и другой в ко­личественном выражении зависит прежде всего от склады­вающейся системы цен на продукцию сельского хозяйства. При нынешней системе цен, как было уже показано, земель­ная рента выплачиваться не может.

В настоящее время возобладала точка зрения, что формой существования дифференциальной земельной ренты является земельный налог . С такой точкой зрения согласиться безоговорочно нельзя. Дифференциальная рента принимает форму поземельного налога в условиях государст­венной монополии на землю как объект собственности, В таком случае сельскохозяйственные земли, независимо от пло­дородия и местоположения, являются объектом общенарод­ного присвоения, и заботу об их сохранении и улучшении бе­рет на себя в основном государство. Но чтобы осуществлять контроль за использованием земли и устанавливать экономи­ческую ответственность хозяйств за используемый ресурс по­вышенной производительности, землепользователи должны платить фиксированную величину земельного налога. При таких обстоятельствах земельный налог выступает конкрет­ной формой присвоения государством дифференциальной добавочной прибыли, формой рентного отношения.

Кроме того, если в обществе значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находится в частной соб­ственности, то земельный налог как экономическая катего­рия выражает отношение между собственником земли и государством по поводу части рентного дохода.

Это отношение следует считать отношением второго уровня (перераспределения). Отношение первого уровня -между землевладельцем и арендатором по поводу производ­ства вторым и получения первым фиксированного добавочно­го дохода, собственно ренты, которая принимает форму арендной платы, если собственник земли и арендатор высту­пают в разных лицах. Если же земельный собственник сам хозяйствует на земле, то рентное отношение все равно воз­никает, в присвоении добавочного дохода экономически реа­лизуется частная собственность на землю.

Сегодня в нашем обществе плательщиками налога яв­ляются субъекты, имеющие земельные участки в собственно­сти - это крестьянские (фермерские) хозяйства, и в пользова­нии сельскохозяйственные предприятия, получившие землю для производственной деятельности от собственников зе­мельных долей.

В этих условиях землепользование всех лиц должно быть оформлено специальным договором, в котором хозяйствующий субъект обязуется выплачивать государству земель­ный налог.

В определенной мере земельный налог можно класси­фицировать как налог на недвижимость. В системе налогооб­ложения налог на недвижимость заключает фискальную функцию. Для нашего общества важно, чтобы земельный на­лог выполнял еще функцию экономическую - стимулировал рациональное использование сельхозугодий. Прежде всего, величина налога должна стать границей эффективного веде­ния хозяйства, поэтому очень важно правильно установить величину земельного налога. Если хозяйство оказывается не­способным выплатить государству налог, значит оно неэф­фективно хозяйствует на земле.

Перейти на страницу: 1 2 3 4