Место России на мировом рынку электроники

Область потребления электроники, недоступная или мало доступная зарубежным конкурентам - закрытые или полузакрытые рынки, связанные с безопасностью: военная техника, ядерная энергетика, различные системы охраны и безопасности, специальная связь, электронная и физическая защита информации, продукция, изготавливаемая по специфически российским стандартам, связанным, например, с климатическими условиями.

В целом закрытая часть рынка в России растет. Сегодня она занимает приблизительно 20-25% всей электроники, производимой в России. И она будет расти в связи с предстоящим увеличением военного бюджета.

Основные требования к производителям этой области электроники - высокое качество и надежность продукции. Из-за отсутствия конкуренции они могут устанавливать высокую норму прибыли, поэтому для них отсутствует необходимость в снижении себестоимости продукции. Нет острой необходимости совершенствовать ее, строить каналы сбыта, вести рекламную кампанию, изучать спрос потребителей, т. е. делать все то, что заставляет компанию развиваться. Однако при исчезновении государственного протекционизма эти компании теряются в условиях рыночных отношений, проигрывают конкурентам и могут вообще исчезнуть с рынка, если не успеют перестроить методы ведения бизнеса и избавиться от излишних издержек.

Область массового производства электроники сосредоточена за рубежом. В этой области российским производителям приходится жестко конкурировать с импортной продукцией.

Здесь доминируют иностранные транснациональные компании. Российским производителям работать в этой области чрезвычайно трудно. Те компании, которым удается удержаться в этой области внутреннего рынка, конкурируя с зарубежными компаниями, рано или поздно могут выйти и на зарубежные рынки.

Область инноваций - создание новой электроники, потребительские качества которой существенно отличаются от продукции массового производства. Здесь нужно либо предугадывать, либо создавать спрос. Компетенции, востребованные в данной области: нестандартность мышления, умение создавать и управлять творческими группами и вера в успех. Это как раз то, что не достает российским разработчикам, особенно скорости разработки. Кроме того, сегодня в России нет достаточных ресурсов для серьезных разработок и постановки новых изделий на производство. Однако к заметному изменению качества товаров, улучшению их функциональности российские компании готовы уже сейчас.

Разрабатывая стратегию развития своих компаний, руководители должны обязательно определить величину своего присутствия на закрытых, конкурентных и инновационных рынках. Считается, что лучшим было бы соотношение 20:70:10.

Производство печатных плат (ПП).

Суммарная производительность предприятий России, изготавливающих печатные платы, составляет 30 кв. м в час при необходимости иметь 50 кв. м в час. Дефицит производственных мощностей для изготовления ПП покрывается размещением заказов за рубежом: в Китае и Европе. Причем в Европе размещают заказы на изготовление наиболее сложных плат, которые на российских предприятиях не воспроизводятся в силу недостаточной оснащенности.

По результатам опроса предприятий, заявивших о себе как о контрактных производителях, в России действует около 50 SMT-линий. Это означает, что дефицит производственных линий сборки и монтажа покрывается ручным трудом и в лучшем случае полуавтоматическими рабочими местами.

Структура использования ПП в мире складывается следующим образом. 30-32% ПП используется в телекоммуникации, около 30% - в вычислительной технике, 10-12% - бытовая техника, 6-8% - военная электроника, 7-8% - автомобильная промышленность, 5-6% - медицинская техника.

В России основными потребителями ПП является:

Закрытое производство. Производители оборонной продукции лишены возможности заказывать ПП за пределами России и именно в рамках ВПК сохранились крупные производства ПП. Предприятия этой группы подчинены Роспрому (управления авиационной промышленности, радиоэлектронной промышленности и систем управления, судостроительной промышленности) и Федеральному космическому агентству. С образованием холдинговых структур в системе управления оборонными предприятиями увеличились инвестиции в основные средства и, в первую очередь, производства ПП. Все реализованные и заказанные проекты касаются модернизации производства ПП с целью поддержания работоспособности и улучшения технических показателей готовой продукции. При модернизации расчет экономической эффективности, как правило, не производится, соответственно, не считаются прямые издержки и косвенные затраты. Себестоимость продукции определяется исходя из допустимой продажной стоимости. За последние 5 лет в рамках оборонного комплекса создано одно новое производство (не запущено из-за проблем с очистными сооружениями) и проведена полная модернизация десятка производств. Все остальные ведут модернизацию за счет собственных средств и выполняемых НИОКР. Можно выделить следующие основные характеристики этой группы производителей печатных плат:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6