Реформирование и перспективы развития электроэнергетики

В России реформирование естественных монополий наиболее активно протекает в электроэнергетике.

Электроэнергетика – базовая инфраструктурная отрасль практически любой экономики, продукцией которой пользуются все остальные отрасли и население. В России ее стержень составляет Единая электроэнергетическая система (ЕЭС).

Электроэнергетика производит энергию и оказывает услуги по ее доставке, включающие передачу, распределение и администрирование. На последнюю функцию обратим особое внимание, так как из-за невозможности хранения энергии необходимо поддерживать системную надежность – постоянный баланс между ее производством и потреблением. Невозможность сохранения энергии означает, что объекты, производящие и передающие энергию, подвергаются неравномерным нагрузкам (предельные – в час пик). Изменения спроса на электричество характеризуются периодическими колебаниями в течение года, недели, суток [2, с.45].

В своей работе по контролю и регулированию деятельности субъектов естественных монополий, в частности электроэнергетики, территориальные органы Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства сталкиваются с непониманием, а нередко с прямым противостоянием и противодействием со стороны руководителей и ведущих специалистов этих субъектов. Споры возникающие на этой почве, не находя разрешения в рабочем порядке, выносятся на рассмотрение арбитражного суда. В этом процессе представители субъектов естественных монополий опираются, как правило, на существующее в настоящее время суждение видных юристов, в том числе судей Высшего Арбитражного Суда, о том, что ряд аспектов во взаимоотношении сторон при осуществлении энергоснабжения законодательством не урегулирован [13, с.120].

В топливно-энергетическом комплексе России к сфере деятельности естественных монополий в соответствии с федеральным законом «О естественных монополиях» отнесены [18, с.6401]:

· услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

· транспортировка газа по трубопроводам;

· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

Мировая практика показывает, что организация конкуренции в указанных сферах экономически неэффективна или технологически невозможна и поэтому государственное регулирование деятельности естественных монополий, направленное на защиту законных прав и экономических интересов потребителей, является объективной необходимостью. Перечень регулирующих функций государства исчерпывается следующими [15, с.8] :

· ценовое регулирование стоимости услуг естественной монополии;

· определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

· установление минимального уровня обеспечения потребителей при невозможности полного удовлетворения спроса на соответствующие услуги;

· государственный контроль за деятельностью естественных монополий, которая может ущемить права потребителей.

Возможно, этих функций государства не достаточно для эффективного регулирования электроэнергетики как отрасли естественных монополий. Многие из этих функций не выполняются или выполняются не в полную силу. Так, например, политика ценового регулирования выполняется не в полную меру. Потребители регулярно ощущают это на себе, так как открываются новые энергетические станции, но цены на электроэнергию только увеличиваются, хотя должно быть наоборот.

Как говорилось ранее, особой проблемой для России является то, что тарифы на услуги электроэнергии в разных регионах различны. Это обусловлено большой площадью страны и отсутствием связи отдаленных регионов, в частности Дальневосточного региона, относительно электроэнергии с центром России. Поэтому реформы электроэнергетики обязательно должны затрагивать эту чрезвычайно важную особенность нашей страны.

Тарифы на электроэнергию в разных регионах России показаны на рисунке 2 [10, с.13].

Перейти на страницу: 1 2 3