Оперативно-производственное планирование (ОПП)

10.1 Содержание и задачи оперативно-производственного планирования.

ОПП представляет собой завершающий этап внутрипроизводственного планирования, является его продолжением, осуществляется в ходе выполнения годового плана. Особенность ОПП состоит в том, что разработка плановых заданий подразделениям сочетается с организацией их выполнения.

Целью ОПП и управления АТП является выполнение плана по перевозкам грузов (по объему, номенклатуре и по срокам) с минимальным использованием ресурсов.

Общими требованиями, предъявляемыми к системе ОПП и управления, являются научная обоснованность, оптимальность и оперативность управленческих решений.

Научная обоснованность и оптимальность управления производством подразумевают выбор экономико0организационных решений, связанных с оперативным планированием и управлением, которые дают минимальный или максимальный целевой функции при наличии ограничений на ресурсы. Здесь могут быть различные показатели (приведенные затраты, себестоимость продукции, равномерность загрузки производственных подразделений, производительность п.с. и т.д.)

Оперативность управленческих решений подразумевает своевременность передачи исходной информации о ходе производства, быструю ее обработку, своевременное принятие необходимых решений и воздействий на ход производства.

Выбор различных систем ОПП зависит от типа производства и его характера. Можно выделить следующие основные виды:

- планирование «сдельных», «повременных» автомобилей

- система планирования «на склад» применяется при агрегатном методе ремонта п.с.

В процессе ОПП на АТП разрабатываются следующие взаимосвязанные элементы:

- сменно-суточные планы перевозочного процесса;

- календарно-плановые расчеты производственных процессов ТОиР п.с., включая установление оперативных планов цехам, зонам, участкам и рабочим местам.

10.2. Оперативно-производственное планирование перевозного процесса (ОПП.пп)

Основной задачей ОПП.пп является определение оптимального плана перевозок, т.е. плана, в котором указаны кол-во грузов, пункты их погрузки-разгрузки, среднее расстояние перевозки с наименьшим порожним пробегом.

Основной элемент ОПП.пп является сменно-суточный план перевозок, плановые ТЭП работы п.е., дорожные условия, техническая готовность и п.с.

Сменно-суточный план перевозок составляется в соответствии с конкретными заказами клиентов. Заказы на перевозку содержат: наименование и адрес отправителя и его реквизиты: пункт отправления (точный адрес); наименование и адрес получателя; способ производства погрузки-разгрузки; наименование груза; род упаковки; кол-во мест и масса груза; пункт назначения (точный адрес).

Полученные заявки сортируются и на их основе готовится сменно-суточный наряд-приказ. Согласно наряду-приказу заявки распределяются по сменам, по формам организации перевозок, подбирается п.с., разрабатываются маршруты перевозок, распределяются автомобили по объектам, согласовывается работа автомобилей и погрузочно-разгрузочных пунктов, рассчитываются сменно-суточные планы водителям по сменам.

Разработка ОПП.пп может производиться или с применением специальных программ методам экономико-математического моделирования (ЭММ)

В простейшем виде задача оптимизации ОПП может быть представлена следующим образом. Разнообразный груз, требующий однотипного п.с., сосредоточенный в пунктах отправления А1, А2 Аn в количестве а1, а2 аn единиц требуется доставить в пункты Б1, Б2 Бn в количестве в1, в2 вn.

Конечным ответом должно быть количество необходимых автомобилей, их грузоподъемность, кол-во рейсов, время погрузки-выгрузки автомобилей и т.д., маршрут перевозки.

Требования к целевой функции (минимальный холостой пробег автомобилей, минимальная себестоимость перевозки, максимальная по возможности интенсивность использования п.с.)

Для водителей, работающих со сдельной оплатой труда, сменно-суточное задание выдается в тоннах или т.к.м.

Для водителей автомобилей с почасовой оплатой сменно-суточное задание устанавливается в платных автотонно-часах, авто-часах или в рейсах

Число рейсов:

tp – время одного рейса, ч.

Uэ – эксплуатационная скорость, км/ч

Lобщ.р. – общий пробег за один рейс

При разработке сменно-суточного плана перевозок разрабатывается график выпуска автомобилей на линию, который учитывает ряд факторов:

- режим работы обслуживаемых объектов

- возможности погрузки-разгрузки

- пропускная способность контрольно-технического пункта

Перейти на страницу: 1 2