Эволюция приватизационного законодательства и методы реформирования государственной собственности в Беларуси

С переменным успехом, но разгосударствление и приватизация осуществлялись на всем протяжении 90-х гг. Пик приватизации в Беларуси пришелся на 1994г., что было обусловлено рядом причин. Сбережения населения и предприятий еще не обесценились вследствие устойчивой гиперинфляции, существовало желание изменить свой жизненный уровень и (или) статус предприятия, став собственниками. С другой стороны, государство всячески декларировало принципы построения рыночной экономики, создавая нормативно-правовую базу ее функционирования, что абсолютно немыслимо без формирования широкого слоя частных собственников. На методы проведения и результативность предприятия влияет много факторов. Это и экономическая ситуация в стране, и экономическая политика, и отраслевая ситуация, ожидания и установки хозяйственных элит, отношения "государство - предприятие". Специфика белорусских реформ заметна в любой сфере трансформации. Приватизация не является исключением. Ее изучение позволяет ответить на ряд важных вопросов, определив болезни экономики с точки зрения микроуровня, т.е. конкретного предприятия.

Начиная с 1993 г. этот процесс напал ускоряться, а с 1996 г. наблюдается постоянное снижение количества приватизированных предприятий. Поэтому приватизационный процесс в Беларуси можно разбить на три условных этапа: 1991-1992 гг., 1993-1994 гг., с 1995 г.

Первый этап:

· 23.09.1991 г. Совет Министров Белорусской ССР принял Постановление № 360 «О разгосударствлении экономики и приватизации государственной собственности Республики Беларусь в 1991 г; временный порядок разгосударствления и приватизации государственной собственности в Беларуси и 9 нормативно-методических приложений в виде самостоятельных положений. Они явились первыми документами по преобразованию государственной формы собственности, в которых был утвержден перечень объединений, предприятий и организаций, подлежащих разгосударствлению. В 1991 г. преобразовано 19 предприятий республиканской собственности и 42 предприятия коммунальной собственности. Из 61 предприятия 3 преобразованы в ОАО, а 58 государственных предприятий тем или иным способом выкуплены.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12 1991 г. № 486 были утверждены основные положения Программы разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности на 1992 г. Согласно программе, приоритетной формой приватизации для небольших и технологически несложных предприятий считалась аренда с выкупом. Для объектов с небольшим производственным потенциалом рекомендовалось создание коллективных (народных) предприятий, а для крупных предприятий - ОАО.

Если в 1991 г. было преобразовано 61 предприятие, то в 1992 г. - уже 190, в том числе 33 предприятия республиканской и 157 - коммунальной собственности. 134 предприятия выкуплены трудовыми и арендными коллективами, 4 - преобразованы в акционерные общества и 52 - выкуплены по конкурсу.

На первом этапе разгосударствление и приватизация осуществлялись «снизу», по инициативе трудовых коллективов, юридических и физических лиц. При этом преимущественное право на приобретение объектов государственной собственности предоставлялось трудовым коллективам. Комиссия по приватизации оценивала финансовое состояние и производственный потенциал и делала вывод о возможности приватизации, выборе способа, необходимости реструктуризации, об использовании объектов социальной инфраструктуры. При оценке стоимости приватизируемого объекта предпочтение отдавалось затратным способам определения его цены.

Согласно законодательству, в Беларуси использовались следующие методы приватизации:

Перейти на страницу: 1 2 3 4