Виды конкуренции

Понятие "чистая конкуренция" играет особую роль в экономической теории. Считается, что рыночная структура характеризуется чистой конкуренцией, если выполняются следующие условия[3].

1. Наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

2. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б,В,Г,Д и так далее рассматриваются покупателем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

3. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта. Для иллюстрации допустим, что имеется 10 тыс. конкурирующих фирм, каждая из которых в настоящее время выпускает по 100 единиц продукции. Общий объем предложения, таким образом, - 1 млн.единиц. Теперь предположим, что одна из этих 10 тыс.фирм сокращает свое производство до 50 единиц. Скажется ли это на цене ? Нет. И причина ясна: сокращение выпуска одной фирмой оказывает почти незаметное влияние на общее предложение - точнее, общее предложенное количество уменьшается с 1 млн до 999950 единиц. Это, очевидно, недостаточное изменение в объеме предложения, для того чтобы заметно повлиять на цену продукции. Отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней.

Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта есть величина, на которую производитель не оказывает влияния. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатели не купят ничего у фирмы А по цене 100 рублей, если ее 9999 конкурентов продают идентичный продукт, или, следовательно, точный заменитель, по 99 рублей за штуку. Наоборот, вследствие того что фирма А может продать столько, сколько она считает необходимым, по 99 рублей за штуку, нет причины для нее назначать какую-нибудь более низкую цену, например, 80 рублей. В самом деле, поступи она так, это вызвало бы уменьшение ее прибылей.

4. Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы - свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Чистая конкуренция на практике довольно редка. Это не означает, однако, что анализ функционирования конкурентного рынка - неуместное логическое упражнение.

Более того, чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, в которой следует использовать понятия "доход" и "издержки". Чистая конкуренция является ясным и значительным отправным пунктом для любой дискуссии об определении цены и объема производства.

И наконец, функционирование чисто конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым может быть сравнена и по которому может быть оценена эффективность реальной экономики.

Таким образом, чистая конкуренция - это модель рынка, которая имеет весомое аналитическое и практическое значение.

Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий, которые мы назовем эффективностью распределения ресурсов и производственной эффективностью. Для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. Производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим способом.

1. Производственная эффективность Р = АС. В течение долговременного периода конкуренция вынуждает фирмы производить, обеспечивая минимальные средние издержки производства и устанавливать ту цену, которая соответствует этим издержкам. Это, очевидно, наиболее желательная ситуация, с точки зрения потребителя.

Перейти на страницу: 1 2 3