Виды конкуренции

2. Эффективность распределения ресурсов: Р = МС. Конкурентное производство любой совокупности товаров не обязательно способствует эффективному распределению ресурсов. Производство должно быть не только технологически эффективно, но и должно создавать «подходящие товары», то есть товары, которые потребители больше всего желают.

Равенство цены и минимальных средних издержек показывает, что фирма использует наиболее эффективную из известных технологий и назначает самую низкую цену Р и производит наибольший объем продукции Q, соответствующий ее издержкам. Равенство цены и предельных издержек указывает, что ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей.

Свободная конкуренция, по всеобщему признанию, является ключевым звеном в функционировании всего механизма рынка и рыночной экономики в целом. В самом общем плане под свободной конкуренцией в рыночном хозяйстве понимается экономический механизм взаимодействия, взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации.

Свободная конкуренция в мировом хозяйстве - экономический рычаг стимулирования производства и повышения качества продукции, приспособления ее к потребностям потребителей, одно из объективных условий функционирования и развития предприятия на базе международного разделения труда.

Непременные условия конкуренции - наличие независимых участников и недопустимость монополии. Все учебники рыночной экономики, как и повседневная практика ведения дел в рыночном хозяйстве, исходят из того, что конкуренция на рынке в отношении любого товара или услуги означает отсутствие монополии, будь то со стороны покупателя или продавца, равно как и со стороны государства. При этом считается важным, что конкурентов несколько, они хорошо осведомлены в конъюнктуре, причем несколько из них достаточно крупны, чтобы ни один не мог поднять рыночную цену с помощью ограничения в своих продажах. Главное, чтобы при этом не были нарушены имущественные права и финансовые обязательства участников рынка. В российском законодательстве такие условия предусмотрены в ряде актов, прежде всего Законе о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

В правилах ведения конкурентной борьбы важное место отводится требованиям по исключению нечестной конкуренции и недопущению злоупотребления доминирующими позициями на рынке. Под нечестной конкуренцией понимается такой вид конкурентной борьбы, который связан с нарушением принятых на рынке цивилизованных правил и норм конкуренции. К числу методов нечестной конкуренции относятся: демпинг, злоупотребление доминирующим положением на рынке, корыстное использование своих монопольных позиций или достижение их с помощью соглашения, сговора, согласованных действий, использование дискриминационных цен или коммерческих условий, тайный сговор на торгах, создание тайных картелей, ложная информация и реклама для введения в заблуждение потребителей, незаконное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов, нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг. К этому же виду приемов конкурентной борьбы нередко относят и практику коррупции (взяточничество) с целью повысить при помощи подкупа должностных лиц конкурентоспособность товаров своей фирмы в борьбе с соперниками.

Такого рода действия в цивилизованном рыночном хозяйстве запрещаются положениями законов по борьбе с ограничительной деловой практикой, по регулированию рыночных отношений, операций с ценными бумагами, по защите прав потребителей, по контролю за монополиями и т.д. [4]

Неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации изделия и т.п. На нынешнем этапе решающую роль начинают играть такие параметры потребительских свойств изделий, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность в эксплуатации. Значительно большее значение придается надежности и репутации фирмы, ее торговой марке как своего рода гарантии качества товара.

Репутация фирмы, ее доброе имя - один из аспектов реального капитала фирмы, оказывающий серьезное воздействие на привлекательность всего, что с нею связано, для соответствующих покупателей (на фондовой бирже, на товарной бирже, на потребительском рынке и т.д.). В типовом тексте о поощрении и взаимной защите инвестиций, которым оперируют, например, в ФРГ, репутация фирмы стоит в одном ряду с авторскими правами, правами промышленной собственности, торговыми марками и ноу-хау. Соответственно выше конкурентные позиции у продукции, которая ассоциируется с фирмой, имеющей более высокий общественный рейтинг.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.

Перейти на страницу: 1 2 3