Предпосылки к развитию пенсионной системы

Таким образом, уже к середине 90-х гг., т.е. практически через три – пять лет, пенсионная система России начала испытывать кризисные явления, основными признаками которых являются:

1. Нарушение принципа зависимости размер пенсии от трудового вклады пенсионера;

Резкое снижение уровня жизни пенсионеров, которое наиболее наглядно проявляются в отставании минимального размера пенсионного обеспечения от прожиточного минимума пенсионера;

Сужение дифференциации минимального, среднего и максимального размеров пенсии по причине увеличении удельного веса компенсационно-уравнительных доплат к минимальному размеру пенсии и снижения влияния «зарплатного фактора» на размер назначенной пенсии;

2. Разбалансированность бюджета ПФР по причине роста расходов Пенсионного фонда на многочисленные виды выплат, не обеспеченным адекватным поступлением страховых платежей(надбавки и повышения различным категориям пенсионеров, расширение прав пенсионеров на получение пенсии по выслуге лет, на льготные и «северные» пенсии в ущерб пенсиям по старости (т.е. по наступлении страхового возраста), сохранение пенсии работающим пенсионерам и т. п.);

Неурегулированность финансовых взаиморасчетов бюджета Пенсионного фонда с федеральным бюджетом РФ, Государственным фондом занятости и т.д.

Таким образом, самая серьезная из перечисленных выше проблем современного этапа развития пенсионной системе заключается в углублении ее финансового кризиса, который проявляется в значительном расширении расходной части бюджета Пенсионного фонда и резком сокращении доходной его части.

Основная же причина разбалансированности бюджета пенсионной системы обусловлена тем, в системе пенсионного обеспечения имеется немало механизмов по сути нецелевого расходования пенсионных средств – возможность получения пенсии независимо от уплаты страховых взносов, множество необеспеченных соответствующими денежными поступлениями льгот для отдельных категорий пенсионеров и т.д.

При этом важно отметить, что пенсионное законодательство не связывает предоставление льгот с фактическим состоянием условий труда на производстве, с размером страховых взносов и их своевременной уплатой.

Не менее существенным фактором ухудшением финансовой обеспеченности пенсионных выплат послужило уже отмеченное выше падение собираемости всех видов доходов Пенсионного фонда.

Ставка отчислений в Пенсионный фонд определяется федеральным законодательством о тарифах. Однако в последнее время чрезмерно высокая тарифная ставка отчислений с заработной платы на пенсионное обеспечение становится обременительной для предприятия и организации. В последние годы более чем в три раза был увеличен страховой тариф – с 12% в 1990 г. до 39,5% в 1996 – 2000 гг., а в 2001 – 2002 гг. – 35,6%. Для предприятия, организаций, учреждений взносы в Пенсионный фонд равны – 28%, в Фонд социального страхования – 4,0% и на обязательное медицинское страхование – 3,6%.

Суммарная величина страховых тарифов с заработной платы составила по годам: в1990 – 12%, в 1991 – 38%, в 1992 – 38%, в 1993 – 39%, в 1994-1995 – 40%, в 1996-2000 – 39,5%, в 2001-2002 – 35,6%. За последние годы значительно усложнились условия и механизм контроля за сборами страховых взносов практически для всех категорий плательщиков. По причине падения управляемости в бюджетно-финансовой системе, выражающейся в неконтролируемом разрастании теневого обращения денежных средств и их существенном вытеснении из легального обращения различными заменителями, обеспечить сколько-нибудь стабильный сбор доходов ПФР для финансирования плановых расходов по пенсиям оказывается все более трудно. Достаточно напомнить, что уровень просроченной задолженности по страховым взносам в ПФР составил в начале 1999 г. около 130 млрд. руб., т.е. практически годовой бюджет Пенсионного фонда 1997 г.

Перейти на страницу: 1 2 3 4