Теоретические основы стратегии риска предприятия

В рамках общего странового риска различают полити­ческий, системный рыночный и системный кредитный рис­ки. Политический риск

- риск имущественных потерь в связи с изменением политической системы, расстановкой политических сил в обществе, политической нестабильностью.

Политический риск - один из элементов демократичес­кого процесса, связанный с оценкой и выбором альтерна­тив, а также с практическим воплощением принятого реше­ния. Он характеризует политическую деятельность как тип предпринимательства с неполной предсказуемостью буду­щих результатов. Политический риск, с одной стороны, ос­нован на возможности выбора, что является подтверждени­ем свободы и самостоятельности политического субъекта, с другой, сопряжен с политической ответственностью, т.е. должен не только опираться на реальные предпосылки, но и преследовать реальные цели.

Риск - неотъемлемый элемент принятия политическо­го решения, а поскольку оно принимается субъектом, то его оформление и осуществление во многом зависят от соци­ально-психологических характеристик последнего. Этот па­раметр отражается в таких понятиях, входящих в теорию принятия решений, как восприятие и анализ рисковых си­туаций, уровень риска, портфель риска, профиль риска, за­мыкающихся на фигуре риск-тейкера - человека, берущего на себя ответственность за выработку, принятие и реализацию решения.

Политика - это цепь взаимопересекающихся и конф­ликтующих решений, что, безусловно, сопряжено с большей или меньшей степенью риска. Принятие решения как из­менение позиции в оценке ситуации или в курсе намечае­мых и осуществляемых действий, в смене приоритетов всегда осуществляется субъектом политики, чаще всего политическим лидером. А поскольку данный субъект по-своему оценивает мир и свое место в нем в процессе при­нятия решения, определяемого через просчитывание вариантов и посредством интуиции, важную роль играют его нравственные ценности, мировоззренческие установки и видение социального идеала.

Политические решения осложняются социально-эко­номическими факторами. Политический риск проявляется в форме неожиданно­го, обусловленного политическими соображениями и собы­тиями изменения условий хозяйственной деятельности, со­здающего неблагоприятный для предпринимателя фон и тем самым способного привести к повышенным затратам ресурсов и потере прибыли. Типичные источники такого риска - трансформация форм и отношений собственности, отчуждение имущества и денежных средств по политичес­ким мотивам. Величину возможных потерь и определяемую ими степень риска в этом случае очень трудно предвидеть.

К политическим рискам ведут:

- невозможность осуществления хозяйственной дея­тельности вследствие военных действий, революции, обострения политической ситуации в стране, нацио­нализации, конфискации товаров и предприятий, введение эмбарго из-за отказа нового правительства выполнять принятые обязательства;

- введение отсрочки на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычай­ных обстоятельств [7; 101].

Главным фактором, определяющим политический риск, выступает неплатежеспособность государства. На уровень политического риска оказывают влияние законо­дательство и государственные органы. С одной стороны, они регулируют деятельность фирм, так как в рыночной экономике взаимодействие между покупателями и продав­цами подпадает под воздействие многочисленных право­вых ограничений. Для предпринимателя особенно важны акты и нормы, регулирующие налоговые и финансовые отношения. Без знания норм налогового и финансового права невозможно эффективно организовать и успешно реализовывать предпринимательскую деятельность. С дру­гой стороны, законодательство характеризуется подвижно­стью, а иногда и неопределенностью, что проявляется в форме неожиданного, определяемого политическими со­ображениями изменения условий хозяйствования, созда­ющих неблагоприятную для предприятий среду, а это уве­личивает уровень риска.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7