Рефинансирование коммерческих банков

Следует вести жесткий контроль за приростом денежных агрегатов и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции. При этом денежно-кредитная политика Банка России не должна характеризоваться механистичес­ким подходом к контролю за предложением денег в экономике и за динамикой валютного курса [5].

Все остальные функции Банка России должны реализовываться только при соблюдении этой первой заповеди. Данное положение необходимо закрепить законодательно, т. е. внести изменения в Закон о Центральном банке РФ.

Основные направления и параметры единой государственной денежно-кредитной политики должны разрабатываться Правительством РФ и также в законодательном порядке утверждаться как минимум на три года.

Ставка рефинансирования должна стать эффективным инструментом политики и оказывать непосредственное влияние на стоимость заемных средств на межбанковском рынке.

Политика Банка России по вопросу обяза­тельного резервирования должна быть направлена на приближение к общеми­ровым нормам и стандартам. Главное, чтобы размеры и порядок формирования обязательных резервов не были существенным ограничителем кредитных возможностей коммерческих банков. Однако снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам будет возможным в условиях расширения актив­ности коммерческих банков в области долгосрочного кредита и уменьшения рискованности банковского кредитования [2].

Следует усовершенствовать систему рефинансирования коммерческих банков, чтобы она не сдерживала коммерческие банки в увеличении объемов кредитования, а стимулировала расширение кредитования реального сектора экономики. Надо переломить негативную тенденцию превышения объема заим­ствований на зарубежных рынках над объемом заимствований внутри страны. Правительству необходимо рассмотреть вопрос возможного введения норматив­ных ограничений на осуществление внешних заимствований государственных компаний и предприятий с существенным государственным участием и замеще­ние их внутренними заимствованиями [2].

Операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на дина­мику роста цен, должны наконец занять достойное место в арсенале антиинфляционных механизмов Банка России.

Целесообразно стимулировать сбережения населения и создавать условия для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты, в том числе государственные и корпоративные ценные бумаги.

Для широких масс населения России одним из инструментов защиты от инфляции могли бы стать индексируемые государственные облигации, купон­ные выплаты и выплаты, основные суммы которых автоматически увеличива­лись бы на величину изменения индекса потребительских цен.

В долгосрочной перспективе России необходимо создавать функциональ­ную систему поддержания уровня инфляции в заданных параметрах и функци­ональную систему стимулирования экономического роста. Такие системы позволят в режиме саморегуляции решать указанные задачи.

Перейти на страницу: 1 2