Перспективы отечественной промышленности при вступлении России в ВТО

Несмотря на проводимую реконструкцию производства, основной проблемой отрасли остается износ основных фондов. В силу макроэкономических сложностей в финансовой сфере замена основных фондов производится очень медленно.

Рыночная конкуренция в российской металлургии все больше подрывается тенденцией слияний предприятий отрасли, которые ограничивают конкуренцию на региональном уровне. На этом фоне наблюдается рост конкуренции со стороны продукции черной металлургии из ближнего зарубежья, прежде всего с Украины, которая активно использует более чем двукратное преимущество по сравнению с российскими предприятиями в стоимости рабочей силы.

Значительным препятствием для повышения конкурентоспособности российских производителей является отсутствие современной системы реализации продукции, а также зависимость российской черной металлургии от естественных монополистов в области газоснабжения, энергетики и транспорта, имеющих ключевое значение для развития отрасли.

Следует также отметить ключевую роль государственного регулирования в перспективах отрасли. Внешнеторговая стратегия России в области черной металлургии определяется, с одной стороны, стимулированием экспорта, а с другой - защитой внутреннего рынка от активного демпинга стальной продукции из ближнего зарубежья. Именно такое сочетание защитных и наступательных средств внешнеэкономической политики является оптимальным с точки зрения обеспечения защиты российских металлургов от дискриминации и недобросовестной конкуренции.

Определенную роль в стимулировании отечественного производства должны сыграть государственные субсидии, которые необходимо рационализировать с целью приведения режима субсидирования в соответствие с требованиями ВТО. Стоит отметить, что прогресс в области реструктуризации производства и повышении конкурентоспособности российской продукции все равно будет упираться в препятствия, пока Россия лишена статуса страны с рыночной экономикой и не является членом ВТО. Получение равноправия российскими производителями на мировой арене за счет доступа к Органу урегулирования споров может стать залогом последовательного преобразования российской черной металлургии в составную часть авангарда мировой экономики.

Предприятия химической отрасли страдают от износа основных средств на 60-80% и отсутствия средств на технологическое перевооружение. Качество многих видов продукции гораздо ниже, чем у конкурентов. Конкурентоспособность отрасли поддерживалась главным образом за счёт дешевизны сырья и его близости к перерабатывающим мощностям. Снижение импортных тарифов в сочетании с дефицитом средств приведет к ужесточению конкуренции на внутреннем рынке и сокращению объемов национального производства. В случае если деградация производственных мощностей будет преодолена, то российские предприятия смогут упрочить свои позиции на жёстко защищенном международном рынке минеральных удобрений.

Другой отраслью, занимающей видное место в потенциале развития национальной экономики, является автомобильная промышленность, на долю которой приходится почти 60% объема гражданского машиностроения [25, с. 140]. Проблема конкурентоспособности российского автомобилестроения связана с замкнутостью, существовавшей в советский период - низкий уровень проникновения иностранной продукции на внутренний рынок привел к застою в отрасли. Прежде всего, это касалось производительности труда и технической оснащенности, которая отставала от западной на 10 лет. Но, несмотря на некоторое улучшение ситуации в отечественном автопроме в последние несколько лет, уровень конкурентоспособности российских предприятий остается достаточно низким. В настоящее время старение основных фондов, потеря рынков сбыта за рубежом привели к тому, что отставание российской автоиндустрии от западной достигло, по некоторым оценкам, 12 лет.

В области факторов производства российский автопром также имеет ряд серьезных проблем. Во-первых, низкое качество комплектующих деталей, которое в свою очередь подрывает стимулы со стороны иностранных производителей для организации производства автомобилей в России. Вместе с тем иностранные поставщики деталей отказываются от создания производства в России из-за недостатка сборочных заводов. Во-вторых, износ оборудования в отрасли, который ставит российских производителей в условиях интенсификации конкуренции перед выбором: или обновлять основные фонды, или вкладывать прибыль в подготовку новых моделей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6