Перспективы отечественной промышленности при вступлении России в ВТО

Также качество продукции российского автопрома не соответствует цене, по которой она реализуется на внутреннем рынке. Российские покупатели предпочитают покупать пускай и подержанные автомобили иностранного производства, нежели новые автомобили российского автопрома. Спрос поддерживается только за счёт низкого платёжного спроса той части населения, которая не в состоянии покупать новые иностранные автомобили.

Несмотря на достаточно высокий уровень импортных пошлин, следует отметить, что рынок автомобилей в России становится все более конкурентным, вынуждая отечественных производителей адекватно реагировать на рыночные сигналы. Последнее, в свою очередь, приносит прямые выгоды российским потребителям. Наряду с увеличением ассортимента, благодаря появлению зарубежной продукции, усиление конкуренции приводит к снижению цен российскими производителями.

В свете как российских, так и глобальных тенденций, а также зарубежного опыта приоритетными направлениями реструктуризации российского автопрома до вступления России в ВТО должны стать:

ü развитие качественного производства автомобильных компонентов, которое могло бы со временем интегрироваться в глобальную сеть производства и поставки комплектующих деталей;

ü совершенствование транспортной инфраструктуры. Однако, несмотря на рост инвестиций в данной сфере, проблемы с дорогами в России еще долго будут оставаться препятствием для более динамичного развития экономики в целом и отечественного автопрома в частности;

ü совершенствование торговой сети отечественного автопрома с более широким применением лизинговых и кредитных схем. Если в России доля продаж автомобилей с использованием кредитования составляет около 10%, то на Западе данный показатель равен 90%;

ü с точки зрения государственного регулирования отрасли успешная реализация стратегии «преследования» должна основываться на определенном уровне защиты отечественных производителей.

В контексте присоединения России к ВТО развитие российского автомобилестроения будет основываться на участии в сети транснациональных корпораций (ТНК), что должно отчасти обеспечиваться минимально необходимыми для этого импортными тарифами. В то же время общее направление развития данной отрасли должно ориентироваться на либерализацию, учитывая разрыв в уровне развития российского и зарубежного машиностроения.

Далее, сектор фармацевтики в мировом хозяйстве занимает особое место. Данная отрасль становится все более наукоемкой, а, следовательно, перспективной для занятия той или иной страной выгодной конкурентной ниши в мировом хозяйстве. Развитие данной отрасли гарантирует ей высокие темпы роста, рост капиталовложений, прежде всего в область НИОКР, а также тесную кооперацию с другими звеньями мирового отраслевого хозяйства.

Российская фармацевтика является одним из наиболее динамичных секторов российской экономики. С точки зрения факторов конкурентоспособности основными проблемами российских производителей лекарств являются изношенность основных фондов и необходимость внедрение обязательного стандарта GMP. Основные фонды предприятий изношены в среднем на 45%, в то время как средний срок их службы составляет 15-20 лет (на практике же этот срок гораздо выше). Кроме того, рост зависимости российских производителей от импорта субстанций при выпуске готовых лекарственных средств является еще одним негативным фактором для конкурентоспособности данной отрасли. Данные проблемы могут привести к тому, что многие производства в ближайшее время могут быть закрыты [25, с. 139].

В результате взаимодействия этих факторов на сегодняшний день импортная продукция занимает 55-57% российского рынка лекарственных средств. Вместе с тем экспортный потенциал отрасли ограничен - доля экспорта в объеме продукции отрасли составляла 5-8%, при этом основным рынком сбыта отечественной продукции является СНГ, а также страны Юго-Восточной Азии. Таким образом, преимущественная ориентация российских производителей на внутренний рынок, размеры которого остаются ограниченными низкой покупательной способностью населения, является не только отражением уровня конкурентоспособности российских производителей, но и динамическим ограничителем развития отрасли.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6