Сущность финансовой политики государства

Большинство своих функций современное государство реализует путем формирова­ния экономической политики и ее стержневой основы - финансовой политики. Ряд авторов определяет финансовую политику как совокупность государственных меро­приятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством сво­их функций /4,5/. В этом определении вводится очень неопределенный, без очерченных гра­ниц термин «государственные мероприятия».

Требует уточнения с учетом современной науки и практики также термин «финансовые отношения». Финансовая политика государства как часть (подсистема) экономической полити­ки государства представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финан­совых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использова­нию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и такти­ческими целями государственной экономической политики /6/. В этом определении прин­ципиально важно подчеркнуть единство двух механизмов финансовой политики - ин­струментов и финансовых институтов государственной власти. Это единство проявля­ется в том, что любой финансовый инструмент приводится в действие, «живет» в фи­нансовой жизни страны лишь при условии, если его технология практического исполь­зования формируется в государственно-финансовых институтах (Минфин, Минэкономики, Федеральная комиссия по валютному контролю. Пенсионный фонд и т.д.).

Важной компонентой приведенного определения является положение, что финансо­вая политика - это органическая часть экономической политики и поэтому имеет целе­вую направленность. У любого финансового инструмента - будь то бюджет, налоговые ставки, льготы, фонды и т.д. - существует связь с целями экономической политики и ее социальной направленностью. На практике это может быть формальная связь, не дающая результатов. В этом случае либо инструменты, например ставки налогообло­жения, уводят часть экономики, ВВП и доходов в теневую зону, либо институт финан­совой власти (налоговая служба) не отладил технологию сбора налогов /1/. Чаще низкая эффективность финансовых инструментов связана как с низкой отлаженностью этих инструментов, так и с плохой организацией функционирования финансовых институ­тов государственной власти.

Обобщая финансовую политику России в XX в., выделим следующие общие черты финансовой политики:

1. Успех финансовой политики и ее высокая результативность определили мощь го­сударства, его способность обеспечивать выполнение своих важнейших функций, реа­лизацию национальных интересов страны, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами, геополитические позиции страны, а также внутренний социаль­ный мир, социально-экономическую стабильность.

2. В связи с ограниченностью финансовых ресурсов, бюджетным дефицитом по сравнению с расширяющимися возможностями их использования под действием науч­но-технического прогресса, возникновением новых потребностей, расширением миро­хозяйственных связей, глобализацией экономики роль финансовой политики непрерыв­но возрастала. Возникли новые финансовые теории, финансовые технологии, финансо­вый менеджмент, важнейшей частью рыночной экономики стал фондовый рынок. Не все новые тенденции в финансах являются сферой финансовой политики. Однако, не­сомненно, что поле, предмет финансовой политики существенно расширились. Поэто­му задача координации и синтеза финансовых нововведений - обогащение деятельно­сти финансовых институтов власти с позиции современных тенденций в финансах вы­ходит на первый план как при выработке стратегии развития российского общества, так и при решении тактических задач,

3. Возросло количество финансовых инструментов осуществления финансовой по­литики, они стали более разнообразными. При одновременной их универсализации возникли инструменты строго целевого назначения. Например, фондовый рынок стал в 90-е годы новым глобальным финансовым инструментом четкого целевого назначения (фьючерсные сделки и т.д.).

4. Возросла взаимозависимость между денежно-кредитной политикой, формируемой независимым Центральным банком РФ, и бюджетно-налоговой политикой правительст­ва (Минфин и др.); возникла задача их координации. Без обоснования количества де­нежной массы, необходимого коэффициента монетизации не может быть эффективного бюджета. Но все «пожирающий» бюджет, неконтролируемые расходы, огромное коли­чество бюджетополучателей наносят ущерб денежному обращению, порождают эмис­сию и инфляцию. Другой пример: ставка рефинансирования, устанавливаемая ЦБ, так­же зависит от политики государственного долга, размеров бюджетного дефицита, т.е. от эффективной бюджетной политики.

5. В последние годы в России, как и во всем мире, финансы приобрели самодов­леющее значение. Фондовый рынок породил необузданную игру и погоню за высокими спекулятивными доходами, например, на базе так называемых ролловых операций и т.д. Новые финансовые операции настолько изощренны и отделены от материального субстрата экономики, реальных (нефинансовых) услуг, что для обозначения таких яв­лений возникли новые термины: экономика «мыльного пузыря», «бумажная экономи­ка», «финансовые пирамиды» и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3