Анализ динамики и современного состояния сотрудничества Российской Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка

Основой сотрудничества России с региональными междуна­родными банками развития является ее членство в организациях системы Всемирного банка (ВБ), в первую очередь в Международном банке рекон­струкции и развития (МБРР), куда она была при­нята в 1992 г.[23] Двенадцатилетний опыт сотрудничест­ва России с МБРР показывает эволюцию заимст­вований от полномасштабного финансирования программы социально-экономических реформ к поддержке точечных проектов, включая управ­ление государственными финансами на феде­ральном и региональном уровне.

Стратегия деятельности МБРР России в 2000-2002 гг. характеризовалась ограничен­ным объемом нового кредитования, в зависимос­ти от реализации действующих проектов и выполнения макроэкономических программ (в том числе осуществления структурных мероприятий по программам соответствующих бюджетных займов). Среди новых направлений финансирова­ния рассматривались: управление государствен­ными финансами, решение социальных и инфра­структурных проблем, гарантийные операции в лесном и угольном секторах.

В целом на этом этапе сотрудничества в отно­шениях России и ВБ обнаружились серьезные проблемы, которые проявились в резком сокра­щении запланированных объемов займов, в трех­кратном сокращении ежегодных объемов ис­пользования средств по инвестиционным займам; в увеличении сроков подготовки и ожидания вступления в силу уже подготовленных проектов, в частой реструктуризации проектов. Кроме того, темпы реализации проектов, осуществляемых за счет привлекаемых займов, не соответствовали необходимым темпам жизненно важных социаль­но-экономических реформ. Эти проблемы сфор­мировали у представителей различных групп об­щества неоднозначное отношение к проектам, финансируемым за счет займов МБРР.

Эти проекты охватывают практически все сектора экономики - энергетику, транспорт, фи­нансы, здравоохранение и образование, сельское хозяйство, то есть те отрасли, которые обычно не являются объектом частных инвестиций. Наи­большие объемы предоставленных средств на­правлялись на мероприятия экономической поли­тики, что объясняется крупными размерами бюджетозамещающих займов.

Портфель реализованных проектов Банка весьма диверсифицирован. В настоящее время в этом портфеле 31% принадлежит энергетике, 19 - транспорту, 12 - финансовому сектору, 11%-городской инфраструктуре.

Взаимоотношения МБРР и РФдовольно часто осложнялись на стадии реализации и реструкту­ризации проектов. Как правило, осуществление проектов растягивалось на семь-восемь лет при заявленном среднем сроке в пять лет. Ни один из инвестиционных проектов МБРР не завершился в срок, установленный соглашением о займе. На практике каждый из них приходится продлевать один-четыре раза, причем срок каждого продле­ния составляет от нескольких месяцев до двух-трех лет.

К тому же вступление в силу почти всех действующих проектов МБРР после утверждения российского займа Советом директоров задержи­валось в среднем на десять месяцев, а самая боль­шая задержка - почти два года - была отмечена в отношении займа на развитие службы занятости и социальной защиты[24]. Это снижает эффектив­ность использования сравнительно дешевых кре­дитов МБРР.

Последняя Стратегия ВБ для России основы­валась на предложенной российским правитель­ством Программе сотрудничества на 2002-2004 гг. Такой подход на стадии программирования стра­тегического взаимодействия предполагает соот­ветствие политики ВБ социально-экономической ситуации в стране, а также ее согласование с со­держанием экономических реформ.

Несмотря на сокращение общего размера портфеля займов МБРР, сотрудничество с Бан­ком в целом способствовало ознакомлению с по­зитивным международным опытом в различных сферах, внедрению современных социальных, экономических и управленческих технологий, по­вышению профессионализма широкого круга российских специалистов в процессе совместной работы. Кроме того, без содействия Банка про­гресс в законодательных, институциональных и структурных реформах в стране потребовал бы гораздо более длительных сроков.

Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.

За время членства России в МБРР Совет Директоров уже одобрил предоставление Российской Федерации около 11 млрд. долл. США на осуществление 45 проектов.

Россия с 1992 года осуществляла займы у МБРР на финансирование следующих направлений:

- проект «Городское теплоснабжение» - в размере $85 млн. со сроком погашения 17 лет и 5-летним льготным периодом (2001 год);

- проект социального реструктурирования районов Крайнего Севера

в размере $80 млн. со сроком погашения 17 лет и 5-летним льготным периодом (2001 год);

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5