Анализ динамики и современного состояния сотрудничества Российской Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка

Одно из направлений деятельности ЕБРР в России – приобретение им акций российских банков, в том числе и региональных. Российские банки стремятся расширять сотрудничество с ЕБРР, поскольку это будет способствовать, в частности, улучшению расчетов по экспортно-импортным операциям. Кредитные линии открыты нескольким российским банкам, в том числе Московскому международному банку, а также Кузбассоцбанку.

Некоторые программы в России ЕБРР ведет совместно с МБРР. Так, продолжается осуществление проекта развития финансовых учреждений, который правительство Российской Федерации реализует за счет займов от МБРР (200 млн. долл.) и ЕБРР (100 млн.). В результате должна повыситься надежность ряда ведущих российских банков, расширится и улучшится набор предоставляемых им услуг.

Сотрудничество России с ЕБРР оказывает положительное влияние на развитие частного сектора российской экономики. Он осуществляет кредитование среднего и малого предпринимательства через свои специализированные фонды: региональные фонды венчурного капитала, Фонд поддержки малого бизнеса, Фонд помощи малым пре приятиям, фонды технического содействия. За прошедшее десятилетие ЕБРР стал не только одним из кредиторов российского правительства и отечественных компаний, но и источником средств для иностранных инвесторов на российском рынке. ЕБРР отдает явное предпочтение банковскому сектору российской экономики.

В перспективе рассматривается предоставление целевого кредита ЕБРР ОАО "Газпром" на сумму 250 миллионов долларов. Кредитные средства предназначены для модернизации газоснабжения, реконструкции объектов по добыче и транспортировке газа, а также для создания бухгалтерской информационной системы. В московской штаб-квартире банка также отметили, что из общей суммы кредита средства ЕБРР составят 150 миллионов долларов, остальные 100 миллионов предполагается взять у группы инвесторов из числа международных банков.

В последнем десятилетии ушедшего столетия формирование новых международных банков продолжалось и на субрегиональном уровне. Рос­сия играла в этом процессе активную роль, участ­вуя в создании Черноморского банка торговли и развития и Межгосударственного банка СНГ.

Помимо рассмотренных выше примеров сотрудничества с ведущими международными экономическими и валютно-финансовыми организациями Россия является членом других финансовых учреждений, признанных международными. В целях развития регионального сотрудничества России с партнерами ближнего зарубежья в 1993 году создан Межгосударственный банк СНГ, а в 1994 году — Черноморский

банк торговли и развития (ЧБТР).

Ввиду того, что эти банки, имеющий статус международной организации, изначально не располагали значительными ресурсами для выполнения заявленных учредителями целей, участие России в их работе не оказывало заметного влияния на концепцию сотрудничества с международными экономическими организациями. ЧБТР был создан 11 государствами - членами Организации черноморского экономического со­трудничества (ОЧЭС) в качестве региональной финансовой организации. Анализируя перспективы участия России в ЧБТР, следует отметить длительный характер его формирования как международнойяо-оптической связи, что значительно улучшит связь между причерноморскими государствами. _ кредитной организации, эволюция которой характеризуется двухгодичным временным лагом, декабрь 1992 г. Принятие решения о создании, декабрь 1994 г — подписание соглашения об учреждении, январь 1997 г — вступление соглашения в силу июнь 1999 г — начало операций ЧБТР. В связи с медленным развертыванием деятельности ЧБТР его первый бизнес-план был утвержден лишь на период 1999 — 2000 гг. Приоритетами ЧБТР являются кредитование экспорта, поддержка малых и средних проектов в отраслях сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности. За четыре года с начала операционной деятельности объем кредитного портфеля ЧБТР достиг 529 млн. долл. [28].

Заинтересованность России в развертывании его деятельности продиктована надеждами на то, что он может сыграть полезную роль в восста­новлении сотрудничества со странами СНГ и Вос­точной Европы, закрепить экономическое при­сутствие России на Балканах и обеспечить эконо­мическое взаимодействие с Турцией и Грецией. Однако практический эффект участия в Черно­морском банке торговли и развития для отечест­венной экономики не соответствует нашей доле в его уставном капитале (16.5%), а также нашим на­циональным интересам в этом регионе.

Соглашение об учреждении Межгосударст­венного банка СНГ Россия подписала в январе 1993 г. вместе с еще девятью странами СНГ (Ар­мения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молда­вия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина). Этот банк можно считать субрегио­нальным банком развития потому, что его учре­дителями выступают государства в лице их прави­тельств и центральных (национальных) банков, а основные направления его политики ориентиро­ваны на развитие экономического сотрудничест­ва стран-членов. Банк признан международной межправительственной организацией, созданной в соответствии с нормами международного пуб­личного права.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5