Планирование затрат предприятия на производство и продажу продукции

В настоящее время внимание к планированию расходов предприятия ослаблено, что обусловлено в известной степени и предоставленной предприятиям хозяйственной самостоятель­ностью и отсутствием обоснованных методических разработок по планированию производственно-хозяйственной и финансовой дея­тельности предприятий, работающих в нашей стране в довольно сложной экономической обстановке. В этих условиях необходи­мым является планирование затрат предприятия на производ­ство и обращение продукции. Это позволяет рассчитать объем продаваемой продукции по себестоимости, прибыль от продажи продукции, оценить материалоемкость и трудоемкость продук­ции, прогнозировать потребность в оборотных средствах, вло­женных в запасы, затраты и готовую продукцию и т.д.

Как правило, величина затрат на проданную продукцию не совпадает с объемом затрат на производство продукции за счет остатков непроданной продукции на начало и конец периода и внепроизводственных расходов, которые полностью относятся на проданную продукцию.

Плановый размер затрат на проданную продукцию (Зпп) можно определить по следующей формуле:

Зпп = Зн + ВП - Зк + Звп,

где 3н - остатки непроданной продукции на начало плани­руемого периода по

производственной себестоимости;

ВП - объем продукции, планируемый к выпуску в пред­стоящем периоде по

производственной себестоимости;

3к - предполагаемые остатки непроданной продукции на ко­нец

планируемого периода по производственной себестоимости;

Звп - внепроизводственные расходы на планируемый период.

Порядок определения остатков непроданной продукции на начало и конец планируемого периода, размера продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде, рассмотрены вы­ше в теме планирование дохода предприятия от производства и продажи продукции. Внепроизводственные расходы на плани­руемый период рассчитывают на основе фактических данных за прошедший период с учетом мероприятий, направленных на со­кращение их размера.

Применяемый в нашей практике учет затрат на производ­ство и продажу (обращение) продукции и калькуляция себестои­мости продукции нуждаются в существенном изменении и совершенствовании. Отнесение налоговых платежей и других обяза­тельных отчислений в состав валовых расходов на производство и обращение продукции искажает содержание этой экономиче­ской категории, искусственно завышает размер себестоимости продукции, что значительно снижает уровень фактической при­были и рентабельности, вызывает дополнительную потребность в оборотных средствах и ведет к изъятию в бюджет и внебюд­жетные фонды еще несозданного на предприятиях дохода, то есть к изъятию оборотных средств. Все это наносит большой финансовый ущерб предприятиям с длительным процессом производства, у которых значительные суммы оборотных средств изымаются в бюджет в виде налогов, сборов, других обязательных платежей. Порядок определения себестоимости продавае­мой продукции и прибыли от продажи продукции установлен без учета необходимой в условиях инфляции индексации себе­стоимости продаваемой продукции на дату продажи.

Перейти на страницу: 1 2 3