Анализ предложения.

Теперь рассмотрим еще один фактор, который участвует в процессе ценообразования, к предложению. Прежде всего, нам следует дать определение предложению как экономической категории. Многие экономисты, в том числе, и П.Самуэльсон, считают, что предложение – это некоторая натуральная величина, показывающая количество товаров, участвующих в процессе обмена. В самых популярных учебниках по экономике мы можем найти определение предложения, говорящее, что предложение - это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. С точки же зрения теории экономических мотиваторов, предложение подразумевает совсем другую величину. Предложение – это сумма экономических мотиваторов продавцов, предъявляемое ими при продаже n-ного количества товаров. Эту сумму, в дальнейшем мы будем обозначать как Y.

,

где yj – экономический мотиватор продавца при продаже j-го экземпляра товара. Сумма экономических мотиваторов продавцов Y участвует в формировании и определении цены, ибо является знаменателем в формуле коэффициента ратификации.

Самуэльсон приводит график предложения, который выглядит следующим образом:

Рис. 12. Кривая предложения по Самуэльсону

Действительно, чем выше цена на товар, тем больше желание продавца продать как можно большее количество товаров, тем более это стимулирует увеличение выпуска продукции.

Точно так же как и в случае со спросом, Самуэльсон вводит понятие эластичности предложения, которое показывает степень реакции производства товаров на изменение цены. Числовым измерением эластичности предложения может служить коэффициент эластичности предложения. Вычисляется он как отношение относительного изменения количества товаров к относительному изменению цены, т.е.:

Развернув эту формулу, подставив в нее формулу цены, получаем:

В нашей подставляемой формуле мы изменяем y1 на y2, , т.к. с увеличением выпуска продукции изменяется сумма экономических мотиваторов продавцов. Мы видим, что формула коэффициента эластичности предложения вычисляется аналогично коэффициенту эластичности спроса. Коэффициент эластичности предложения, так же как и коэффициент эластичности спроса может принимать как отрицательные значения, так быть и бесконечным. Но может быть равным или близким к единице. Все зависит от того, какое значение принимает выражение . Математическое содержание эластичности предложения такое же, как и у эластичности спроса. Это – формула касательной к кривой предложения в конкретной данной точке. Тригонометрическое значение этого понятия – это котангенс угла прямой, соединяющего две точки на кривой предложения, к оси объемов продаж. Сама кривая предложения графически является параболой, т.е. кривой 2-го порядка.

Если на оси ординат вместо количества товаров мы расположим сумму экономических мотиваторов продавцов, то мы получим кривую мотиваторов продавцов. Точно, также как и в случае с графиком мотиваторов покупателей нам необходимо оговорить следующие условия: во-первых, стоимость товара является постоянной на всем протяжении кривой, во-вторых, сумма экономических мотиваторов потребителей тоже величина постоянная на всем протяжении кривой.

Рис. 13. Кривая мотиваторов продавцов

Здесь прослеживается четкая обратная зависимость. По мере возрастания суммы экономических мотиваторов продавца, снижается цена товара.

Аналогично случаю с экономическими мотиваторами потребителей мы можем вычислить коэффициент эластичности экономических мотиваторов продавцов. Он равен отношению относительного изменения суммы экономических мотиваторов продавцов (Y) к относительному изменению цены, т.е.

Подставив в данное выражение формулу цены , получаем:

Путем несложных математических преобразований получим:

Изменение цены полностью зависит только лишь от изменения суммы экономических мотиваторов продавцов.

Увеличение предложения, согласно Самуэльсону, вызывает перемещение параболы предложения вниз-вправо. Это соответствует действительности. И доказать это можно с помощью теории экономических мотиваторов. Во-первых, увеличение количества произведенных товаров вызовет увеличение суммы экономических мотиваторов продавцов, что, в свою очередь вызовет понижение цены за единицу товара. А это означает перемещение графика предложения вниз (рис.14).

Перейти на страницу: 1 2