Планирование цен

В условиях социалистической экономики процесс ценообразо­вания приобретает плановый характер. Цена становится объектом планирования. Изменение уровней и соотношений цен на конкрет­ные товары, группы продукции и т. д. осуществляется в плановом порядке.

Планирование цен — это плановое определение изменений уров­ня, соотношений и структуры цен в предстоящем периоде. Науч­ная обоснованность планирования цен во многом зависит от того, насколько глубоко и основательно определены основные законо­мерности развития экономики в длительной перспективе. Научное предвидение этих закономерностей и анализ различных вариантов развития экономики есть прогнозирование народного хозяйства. Составной частью прогноза народного хозяйства является про­гнозирование цен.

Прогнозирование цен — это научное предвидение возможных направлений изменения цен, основанное на учете действия основ­ных ценообразующих факторов в длительной перспективе. Прог­ноз цен носит вероятностный характер. Прогнозирование цен слу­жит необходимым этаном, предшествующим перспективному пла­нированию цен.

Под перспективным планированием цен понимается разработка планов изменения уровней, соотношений и структуры цен, а также совершенствование методов ценообразования на пятилетие или долгосрочный период.

Перспективное планирование цен может быть среднесрочным, если оно охватывает период в 5 лет, и долгосрочным— 10—15 лет.

Перспективное планирование цен включает разработку основ­ных направлений совершенствования всей системы цен и отдель­ных ее частей в перспективном периоде; подготовку и проведение реформы цен; планирование пересмотров цен; расчет плановых индексов изменения цен в перспективном периоде; совершенст­вование методологии ценообразования.

Известно, что цены должны соответствовать реальным усло­виям воспроизводства, действующему хозяйственному механизму. Условия воспроизводства непрерывно изменяются, хозяйственный механизм постоянно совершенствуется. Цены не могут оставаться инертными к этим процессам. Но чтобы они соответствовали тре­бованиям перспективного периода, и осуществляется разработка основных направлений их совершенствования, которая включает не только планирование количественных изменений цен, но и улучшение методологии их построения.

Одной из важных форм перспективного планирования являет­ся подготовка и проведение реформы цен.

Реформа цен — это изменение общей схемы (модели) постро­ения цены в соответствии с принятой концепцией ценообразова­ния. Она, как правило, осуществляется параллельно с существен­ным изменением всего хозяйственного механизма. К примеру, в середине 60-х годов в народном хозяйстве произошло изменение системы планирования и экономического стимулирования. В ка­честве одного из основных директивных показателей планирова­ния и оценки деятельности предприятий был установлен показатель рентабельности Рф определенный как отношение прибыли П к стоимости производственных фондов Ф (РФ=П/Ф). Это по­ложение нашло отражение и в ценообразовании — изменилась общая схема (модель) оптовой цены. Если формула оптовой це­ны выглядела как Ц=С+РсС, то после реформы оптовых цен 1967 г. формула построения оптовой цены стала такой: Ц=С+РфФ.

Основной формой перспективного планирования цен является: планирование пересмотров цен. Пересмотр цен предполагает пла­новое изменение цен с целью их приближения к ОНЗТ, обеспече­ния нормальной рентабельности отраслей народного хозяйства, стимулирования научно-технического прогресса и рационального размещения производительных сил.

Перейти на страницу: 1 2 3 4