Выбор метода ценообразования в условиях рыночных отношений

Определение цели ценообразования представляет собой один из этапов формирования цен. Выбор метода ценообра­зования зависит от типа рынка, на котором находится про­изводитель или поставщик товара.

Методология ценообразования основывается на использо­вании множества методов и только двух принципов ценообразования — рыночного и административного. Рыночное це­нообразование может осуществляться либо в условиях кон­куренции, либо в условиях действия монополии. От выбран­ного принципа будет зависеть метод ценообразования.

Методологию ценообразования можно изобразить следу­ющим образом:

Методология ценообразования

В условиях атомистического рынка, т.е. рынка, на кото­ром сталкиваются интересы многих продавцов и покупате­лей, цена, рассчитанная любым из методов, корректируется реальными условиями спроса и предложения. Причем откло­нения от первоначально рассчитанного уровня могут быть значительными.

Монополистические и олигополистические структуры рынка позволяют монопольным производителям устанавли­вать монопольные цены. Монопольные цены могут существен­но отклоняться от цены производства как в одну, так и в другую сторону.

Таким образом, выбор метода ценообразования зависит как от объективных, так и субъективных причин. К объек­тивным причинам относится цель, которую преследует про­изводитель данной продукции, изучение этих причин в со­вокупности позволяет выбрать наиболее оптимальный метод ценообразования.

Метод ценообразования зависит от структуры или типа рынка, который в свою очередь определяется формами и ме­тодами конкурентной борьбы.

Рыночная стоимость товара есть его общественная стоимость, представленная как соответствующая часть созданной фактическими затратами труда в данной сфере производства совокупной стоимости, соответственно при­ходящейся на единицу потребительной стоимости. Эта сто­имость выражает действительную среднюю отраслевую производительность труда. Математически точное соот­ветствие рыночной стоимости единицы товара массе зат­рат труда есть лишь в теоретическом анализе. В реальной жизни это осуществляется в процессе внутриотраслевой конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция — это межфирмен­ная или предметная конкуренция между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Если рассматривать цену с качественной стороны, она является формой стоимости товара. На количественное отклонение цены от стоимости товара влияет соотноше­ние спроса и предложения. Когда речь идет о борьбе за платежеспособный спрос или потребности производства, мы имеем дело с функциональной или межотраслевой конкуренцией. В этом случае в конкурентную борьбу вклю­чаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные потребности.

Таким образом, результат межотраслевой конкуренции – цена производства.

Спрос определяет степень отклонения рыночных цен от рыночных стоимостей. Рыночная цена образуется в резуль­тате взаимодействия конкурентов, соотношения спроса и предложения, количества продавцов и покупателей на рын­ке. В зависимости от этого различают следующие основные модели рынка:

· чистая конкуренция;

· чистая монополия;

· монополистическая конкуренция;

· олигополия.

Зная тип рынка, можно выбрать соответствующую страте­гию, метод ценообразования и определить способы влияния на пену. В условиях чистой конкуренции совокупность про­давцов и покупателей совершает сделки со схожим товарным продуктом, ни один отдельный представитель рынка не ока­зывает влияния на уровень текущих цен. При рынке чистой конкуренции фирма не имеет ценовой политики, способнос­ти регулирования цены, а лишь приспосабливается. Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная фирма, совершен­но неэластична. Для отрасли, т.е. для всех фирм, производя­щих продукт, объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на продукт. Рынок чистой конкуренции предполагает ориентацию на средние рыночные цены товаров данного рода.

Вторая модель — чистая монополия — ситуация, когда на конкретном товарном рынке выступает всего один прода­вец. Кривая спроса не будучи абсолютно эластичной, являет­ся нисходящей. Монополист может увеличивать прибыль, не снижая объем продаж. Рынок монополистической конкурен­ции — это рынок продавцов и покупателей, совершающих сделки не по единой цене, а в различных диапазонах цен. Цена превышает предельные и минимальные средние вало­вые издержки. Покупатели не получают продукт по наимень­шей цене. Кривая фирмы является высокоэластичной. Мо­нополистическая конкуренция характеризуется сравнитель­но большим числом продавцов, которые производят диффе­ренцированный продукт. Дифференциация является основой создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической кон­куренцией довольно простое.

Перейти на страницу: 1 2 3 4