Белорусский рынок аутсорсинга и перспективы его разви­тия.

В перспективные фирмы-контракторы с удовольствием вклады­вают деньги будущие заказчики, если доказана выгодность использования этих фирм в аутсорсинговых цепочках. Успешность экспансии многонацио­наль­ных корпораций на восточные рынки во многом определяется тем, на­сколько эффективны новые контракторы. Поэтому Ford, интенсивно осваи­вающий рынок России и других стран СНГ, активно обучает своих будущих постав­щиков, готовя их к тендерам на право быть контракторами в своих це­почках. Аналогичной тактики придерживаются и другие корпорации, и грех не вос­пользоваться этим.

Белорусские предприятия в аутсорсинговых схемах могли бы вы­сту­пать как в качестве контракторов, так и в качестве оригинальных произ­води­телей. Последний случай касается только предприятий, имеющих ши­роко из­вестные и продвинутые брэнды, например "Атлант", МАЗ, "Белита". Но при­менение аутсорсинговых схем целесообразно лишь тогда, когда все другие способы снижения издержек и повышения качества исчерпаны, и при­влече­ние стороннего исполнителя действительно даст весомый эффект. [18]

При расчете выгод от применения аутсорсинга необходимо при­нимать во внимание различные альтернативные варианты документарного оформле­ния выноса части функций за пределы предприятия. Это необходимо для ми­нимизации затрат на преодоление законодательных барьеров (напри­мер, ог­раничений по включению в себестоимость затрат на оплату услуг сто­ронних организаций, которые организация способна выполнять своими си­лами бла­годаря наличию соответствующих структур и штатных единиц).

Выбор варианта определяется конкретными обстоятельствами. В лю­бом случае результат выполнения выносимой функции для предприятия ста­новится покупаемым товаром (даже если это услуга), что подразумевает со­блюдение соответствующего налогообложения и всех сопутствующих пра­вил и процедур.

Если же белорусское предприятие выступает в качестве контрак­тора, никаких законодательных ограничений на участие в аутсорсинговых схемах нет. Имеются другие трудности. Они связаны с неготовностью бело­русских предприятий к структурным преобразованиям, отсутствием должной корпо­ративной культуры, общим низким уровнем менеджмента и психоло­гической неподготовленностью работников предприятий к изменениям. А изменения необходимы, т.к. статус поставщика продукции или услуг должен подтвер­ждаться доказываемым наличием у предприятия-претендента сис­темы мини­мизации издержек, оптимизации качества. Также необходимо по­казать спо­собность соответствовать требованиям оригинального производи­теля. Эти требования обусловлены необходимостью опережающего поддер­жания кон­курентоспособности, что означает быстрое изменение номенкла­туры в соот­ветствии с требованиями рынка при минимизации издержек и оп­тимизации соотношения "цена/качество".

Преимущества, которые получают предприятия-контракторы, свя­заны с тем, что у них появляется доступ к современным технологиям, а уча­стие в технологических цепочках дает основания для привлечение инвести­ций на перевооружение и освоение новейших технологий. Таким образом, появля­ется шанс вырваться из замкнутого кольца нехватки оборотных средств, не­платежей и технической стагнации. Поэтому белорусским пред­приятиям, претендующим на продление своей жизни путем участия в аутсор­синговых схемах, необходимо безотлагательно заняться доведением органи­зации управления, производительности, эффективности, минимизации из­держек и соотношения цена/качество до конкурентного уровня.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5