Сравнительный анализ открытости экономики Беларуси

С помощью указанных факторов измеряется инсти­туциональная открытость экономики, связанная с уровнем либерализации политического и валютного режимов страны. Известен целый ряд критериев, по которым выводится степень институциональной от­крытости страны. Институциональными критериями открытости являются:

§ сопоставимость внутренних и мировых цен;

§ свободный выбор предприятиями партнеров на внешнем и внутреннем рынке;

§ степень допуска на отечественные рынки иностранных конкурентов;

§ конвертируемость национальной валюты;

§ наличие финансового рынка и его инфраструкту­ры, отвечающих требованиям европейских и ми­ровых стандартов.

Известна также трактовка открытости экономики Дж. Сакса и Э. Уорнера, в соответствии с которой эко­номика считается закрытой, если удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

§ высокая курсовая премия черного рынка;

§ социалистическая экономическая система;

§ государственная монополия на экспорт;

§ высокие таможенные тарифные барьеры.

Поэтому при анализе открытости экономики иссле­дователи используют оценку степени валютных, та­моженных, лицензионных ограничений, косвенных налогов, и торговых субсидий и др. Как правило, открытыми являются экономики развитых стран с высокоэффективным и конкурентоспособным произ­водством. Такие страны обычно не склонны к про­текционизму.

Если рассмотреть степень открытости экономики Республики Беларусь, используя показатель дохо­дов бюджета от внешнеэкономической деятельнос­ти (табл. 3), то картина получается следующей.

Таблица 3. Удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности в структуре бюджета Республики Беларусь (%)

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003 (прогноз.)

6,9

9,2

5,7

6,7

8,2

6,3

5,5

4,5

5,2

5,3

5,7

Как видим, по уровню наполнения бюджета удель­ный вес доходов от внешнеэкономической деятель­ности приближается к доле подоходных налогов с населения и даже акцизов. В европейских странах, в частности в Германии, их величина колеблется в пределах 2-3%, то есть намного меньше. Следова­тельно, уровень протекционизма в РБ выше. По рас­четам независимых экспертов, если бы не импортные пошлины, то на питание население Беларуси трати­ло бы в год на 1-1,2 млрд. 1150 меньше.

Известно, что концепция протекционизма, как способа поддержания отечественных производителей, весьма распространена в правительственных кругах Беларуси, о чем свидетельствует высокий уровень таможенных пошлин и нетарифных ограничений для товаров других стран, в том числе из России, Украины и стран СНГ. Если в странах – участниках ВТО эти ограничения не превышают 4-5%, то в странах Таможенного союза СНГ в отдельные годы по отдельным товарам они достигали 30%, например на сахар и телевизоры. Средний же их уровень достигает 14-15%, т.е. в 3 раза выше, чем для стран – членов ВТО.

В связи с отменой пошлин на российские товары с 2002 года введены прямые ограничения на ввоз рос­сийского мыла и маргарина только потому, что по­требители предпочли их отечественным. Уже 2 года лицензируется ввоз муки (российская в 1,5-2 раза дешевле), круп (они на 20-30% дешевле, и покупа­ют их в основном малоимущие), пива, хлеба (в приграничных районах). Тем самым ухудшается благосо­стояние потребителей. Одновременно производите­ли консервируют убыточные и неконкурентоспособные производства. Вследствие протекционистских спосо­бов защиты неэффективных производств производи­тельность труда в Беларуси отстает от развитых стран почти в 10 раз. Происходит устаревание применяе­мых технологий. Так, будучи огражденной от мирово­го рынка, безнадежно отстала от него электронная промышленность Беларуси.

В теоретических курсах под малой открытой эконо­микой понимается экономика, «которая представ­ляет собой небольшую долю мирового рынка и практически не оказывает никакого воздействия на мировую ставку процента». Этот тезис к Беларуси применим. Однако читаем дальше: «Ставка процен­та в МОЭ не уравновешивается сбережениями и ин­вестициями как в закрытой экономике, а равна мировой ставке процента к реальной процентной ставке, преобладающей на мировых финансовых рынках». Этого в нашей стране явно нет.

Перейти на страницу: 1 2 3 4