Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция

- одна из форм несовершенной кон­куренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет поведение фирм на этом рынке, для обозначения которого экономисты не случайно используют название, включающее оба этих термина. На рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и со­седствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок срав­нительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и кон­курентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рын­ка- всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.

Дифференциация продукта

. Почему же при столь либеральных услови­ях, господствующих на рынках описываемого типа, конкуренция все же не является совершенной? Причина кроется в той самой заметной черте рын­ка монополистической конкуренции, с которой мы и начали его описа­ние, - в разнообразии, дифференциации продукта. Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста» (единственного производителя конкретной узкой разновидности данного продукта) и обладает известной властью на рынке. Причем с непривычки режущее слух словосочетание «мини-монополист» является не просто ме­тафорой, а точным отражением сути ситуации.

Сегментация рынка

. Каждая фирма, действующая в условиях моно­полистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части (их называют сегментами рынка). И на таком сег­менте рынка доля даже маленькой фирмы может стать очень большой.

Факторы дифференциации продуктов

. Дифференциация продуктов возникает из-за существования между ними различий в качестве, сервисе, рекламе. Качество не является одномерной характеристикой, т. е. не сводится к оценке, плохой товар или хороший. Даже основные потребительские свойства самых простых продуктов удивительно разнообразны. Так, паста должна: а) очищать зубы; б) дезинфицировать полость рта; в) укреплять эмаль зубов; г) укреплять десны; д) быть приятной на вкус и т.д.

И все эти свойства лишь в порядке исключения могут быть гармонично объединены в одном товаре. Во многих случаях выигрыш и некотором свойстве продукта неизбежно ведет к проигрышу в другом.

В нашем примере введение в состав пасты эффективных моющих де­зинфицирующих веществ раздражает десны; лучшие в медицинском от­ношении пасты редко приятны на вкус. Поэтому уже выбор приоритетов в основных потребительских качествах открывает возможности для широ­кого разнообразия продуктов. И все они становятся по-своему уникальны: одна паста лучше укрепляет десны, другая - вкуснее, третья .

Основой для дифференциации могут служить также дополнительные потребительские свойства, т. е. те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры рас­фасовки, отличие упаковок и пр.).

При этом практика показывает, что на зрелом, насыщенном рынке именно дополнительные свойства определяют судьбу товаров. Это, в част­ности, можно легко проследить, наблюдая за зигзагами развития рынка в пореформенной России. Скажем, в условиях товарного голода 1991-1992 гг. сливочное масло, если оно появлялось в продаже, обычно бывало нерасфасованным. С насыщением рынка к 1997 г. типичными стали яркие упа­ковки из фольги по 200, 250 и 500 г, изредка встречалась твердая (в пласт­массовых коробочках) и сувенирная упаковка (бочонки вологодского мас­ла). Производители стремились улучшить шансы реализации своей про­дукции за счет создания дополнительных удобств для покупателей: ко­му-то нужна маленькая пачка, кому-то удобнее большая, а кто-то и вовсе хочет увезти из России сувенир. Ажиотажный спрос после девальвации 1998 г. резко уменьшил насыщенность рынка и вернул на прилавки полу­забытое нерасфасованное масло. Но в 1999-2003 гг. нормализация рынка вновь заставила «ухаживать» за покупателем, и яркие упаковки появились вновь.

Перейти на страницу: 1 2