Монополистическая конкуренция

Важной качественной характеристикой продукта является его местопо­ложение. Для розничной торговли и многих видов услуг оно вообще име­ет решающее значение. Так, если сеть заправочных станций редка, то бли­жайшая бензоколонка автоматически становится монополистом для своей округи.

Наконец, основой дифференциации продуктов могут служить даже мнимые качественные различия между ними. Давно, в частности, известно, что значительный процент курильщиков на тестовых испытаниях ока­зываются неспособными отличить «свою» марку от других, хотя в обыч­ай жизни преданно покупают только ее.

Значение теории монополистической конкуренции далеко выходи! за пределы описания ситуации в этих отраслях. При значительной степени дифференциации продукта любой рынок приобретает некоторое сходство с рынком монополистической конкуренции. Это и неудивительно: полно­стью единого рынка в этом случае нет, он сильно сегментирован. И на от­дельных сегментах вполне могут закрепляться небольшие фирмы - монополистические конкуренты, даже если в отрасли господствует крупный капитал.

Перейти на страницу: 1 2