Воздействие государственных расходов и налогов на экономическую динамику. Мультипликатор государственных расходов

Экономика России в отличие от Китая должна "раскрутиться" за счет обслуживания собственного внутреннего рынка такими товарами. Поэтому надо особенно заботиться о поддержании спроса на внутреннем рынке. Сегодня в конкурентной борьбе на мировом рынке Россия имеет шанс завоевать достойное место только в секторе вы­сокотехнологичной продукции с большой долей интеллектуальных затрат. Потеряв выпестованные последними столетиям, образова­ние и науку, разрушив созданные в XX столетии "кровью и потом" нашего народа высокотехнологичные отрасли (что властная "элита" России делает упорно 12-й год подряд), Россия потеряет и шанс на выход на мировой рынок, и статус великой державы, и свой привыч­ный уровень жизни, и свою цивилизацию.

Однако важна не только доля оплаты труда в ВВП, но и ее струк­тура или равномерность ее распределения, характеризуемая, в част­ности, децильным коэффициентом. Если повышать долю оплаты тру­да и долю доходов только относительно богатым людям, то это не увеличит спрос на отечественную продукцию - богатые будут поку­пать импортные товары. Важна и структура производительных сил. В 1980-е годы доля оплаты труда у нас стала высокой - на уровне х2 ~ 50-60%, но она не соответствовала тогдашней структуре произво­дительных сил. Аномально большая доля производительных сил, в том числе и оплачиваемого труда (около 40%), была занята не в сфе­ре производства товаров потребления, а в сфере военной продукции. Но все 60% ВВП, выплаченных населению в виде денег (включая и тех, кто производил "нетоварное" оружие), оно направляло на покуп­ку товаров потребления, которых было меньше, чем денег у населения, и страна жила в условиях постоянного дефицита.

При нынешней структуре производства, когда доля занятых на военных заводах существенно снизилась, 50-60% ВВП, отдаваемых на­селению в виде зарплаты, являлись бы близкими к оптимальному, что­бы переориентировать имеющиеся производительные силы на выпуск товаров потребления. Именно такая доля "заставит" население рабо­тать друг на друга, именно к такой доле, характерной для инду­стриальных стран (в США она равна 70%), надо стремиться. Конечно, для предотвращения неконтролируемой инфляции и обвала рубля необходимо вытеснение доллара из отечественной финансовой системы, а на начальном этапе следует принимать меры для защиты отечествен­ного производителя от импорта товаров и избыточного экспорта сырья.

Бесспорно, сокращать избыточные расходы государства необходи­мо, ибо они ложатся бременем на экономику. Если экономику рассмат­ривать в отрыве от жизни общества и государства, то любое сокраще­ние налогов - благо для экономики. Это азбучная истина, которую А. Илларионов и Н. Пивоварова

еще раз подтверждают на примере отдельных стран. Но экономика связана с обществом, государством, при­родными условиями и социальной жизнью общества, геополитическим положением. Своеобразие всех этих связей и условий определяет для каждой страны свою оптимальную долю государственных расходов в ВВП. Конечно, необходимо сокращать государствен­ные расходы на содержание бюрократического аппарата. Актуален и призыв об их снижении на администрирование в экономике, тем более что сегодня в коррумпированной государственной системе России оно чрезвычайно неэффективно. Однако сокращению такого администрирования, отказу от многомиллиардных субсидий в ЖКХ, "льгот", неэф­фективных социальных программ должно предшествовать повышение доли оплаты труда в ВВП, чтобы население могло оплачивать комму­нальные услуги, транспортные тарифы, продукты питания и т.д., при­чем без всяких дотаций, расширяющих поле для бюрократической дея­тельности. Заработная плата россиянина в месяц должна быть не мень­ше ориентировочно стоимости 400 кг хлеба или 6000 кВт-ч электро­энергии. Но для этого нужен новый экономический порядок.

При нынешнем состоянии России следует увеличивать государ­ственные расходы на содержание армии, поддержание правопорядка, на образование, здравоохранение, науку и культуру. Делать это надо не путем усиления налогового прес­са на реальную экономику с высокой долей трудовых затрат, а за счет разумного увеличения налогов на сверхдоходы богатых. Необходимо кратное повышение отчислений государству природно-ресурсной рен­ты, налогов на собственность "элитного" класса и т.д. Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:

1. требуется уменьшение налогового бремени. Оно является чрезмерным, поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих пор планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и теоретические разработки, отраженные в виде «кривой Лаффера», показывают, что тот уровень, с которого начинается массовое бегство от налогов, обусловливает низкий уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются условия непрерывного производства;

Перейти на страницу: 1 2 3 4