Роль малого и среднего бизнеса в предпринимательской деятельности

Важным фактором формирования рынка является развитие малого предпринимательства. История цивилизованного бизне­са свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начи­нали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма. Малые предприятия являются наиболее гибкой и дина­мичной формой развития предпринимательства [1, c.109].

При отнесении предприятий к малому бизнесу могут исполь­зоваться различные критерии. Это прежде всего численность ра­ботников, объем реализованной продукции и услуг, отраслевая принадлежность, величина годовой балансовой прибыли, воз­можности и характер деятельности и др. В большинстве стран основными считаются среднесписочная численность и отрасле­вая принадлежность.

По своим возможностям малые предприятия можно условно разделить на два вида:

1) не имеющие потенциала для роста (такие предприятия за­нимают небольшую нишу, например, охватывают малый по тер­ритории рынок или занимаются товарами, имеющими ограни­ченный спрос);

2) быстрорастущие, которые имеют в будущем потенциал для роста деловой активности, но вначале создаются как малые предприятия. По мере роста масштабов деятельности и деловой активности они перейдут в категорию крупных предприятий.

По характеру деятельности малые предприятия можно раз­делить на экономически независимые, т.е. осуществляющие свою деятельность самостоятельно, и связанные с крупными предприятиями, т.е. выполняющие определенный вид услуг или работ по заказам этих предприятий.

Современная экономика развитых стран в подавляющем большинстве представлена малыми и средними предприятиями, их доля в общей численности зарегистрированных предприятий достигает 99 % (в Японии). Малый бизнес в рыночной экономи­ке является сегодня ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового нацио­нального продукта. Он относится к новаторскому, антибюрокра­тическому стилю хозяйствования. Малые предприятия быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную про­дукцию, следуя за спросом, осваивают новую продукцию. На­пример, в Японии малые предприятия способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на круп­ных предприятиях этот процесс занимает гораздо больше времени.

Роль малого бизнеса не всегда понималась правильно. В 1960-е годы преобладала тенденция на сворачивание малого бизнеса, когда происходило массовое поглощение малых фирм крупными компаниями. Считалось, что малый бизнес менее эф­фективен по сравнению с крупным. Резкое изменение отноше­ния к малому бизнесу началось в 1970-е годы, когда значительно снизились темпы роста национального продукта и производитель­ности труда. Большинство развитых стран столкнулось с огром­ной инфляцией и безработицей. Глобальный экономический кризис, вызванный гигантскими масштабами хозяйствования, привел к переоценке места и роди малого бизнеса в экономике. Пришло понимание того, что наемный работник не есть самый лучший работник, так как у него нет экономических и социаль­ных корней в обществе. С этого момента начинается стреми­тельное развитие малого бизнеса и становление класса мелких собственников, которые и составили ядро современного средне­го класса, обеспечивающего экономическую и политическую стабильность государств [4, c.118].

Перейти на страницу: 1 2 3 4