Роль малого и среднего бизнеса в предпринимательской деятельности

Еще более оптимистичные перспективы развития малого бизнеса в будущем. Прогнозируется, что в результате усиления глобальной конкуренции его ряды в ближайшие десять лет по­полнятся небольшими предприятиями, которые крупные ком­пании для того, чтобы выжить, вынуждены будут отпускать в свободное рыночное плавание.

Экономика, в которой малый бизнес занимает небольшой удельный вес, считается «лоскутной», так как она не в состоянии качественно обслуживать своих граждан с учетом их разнообраз­ных индивидуальных потребностей и предпочтений. Малый бизнес — это в первую очередь новые товары и услуги, их широ­кий ассортимент, новые рабочие места, основные налоги в мест­ные и федеральные (республиканские) бюджеты, низкие из­держки и доступные цены. В развитых странах на долю малых предприятий приходится около 50 % всех крупных изобретений при незначительном, по сравнению с крупными компаниями, объеме ассигнований на науку. Если считать крупный бизнес «костяком» экономики, то малый бизнес по праву можно на­звать ее «мускулами». Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры, придает экономике необ­ходимую гибкость и динамичность. Существенный вклад оно вносит и в процесс формирования нормальной конкурентной среды.

В подавляющем большинстве малые предприятия изготав­ливают обычные вещи обычным способом. Они занимают свою небольшую нишу, которая и обеспечивает их выживание, а не­редко и процветание. Жизнестойкость малого бизнеса определя­ется тем, сумеет ли он использовать следующие условия:

• территориальная, производственная и технологическая диф­ференциация бизнеса. Крупным предприятиям не везде выгодно заниматься бизнесом из-за слишком узких ры­ночных параметров. Небольшой объем продаж и высокие эксплуатационные расходы не позволяют крупным пред­приятиям заниматься многими видами деятельности и не­большими по емкости рынками;

• важность персонального обслуживания. Основу многих видов бизнеса составляет персональное обслуживание клиентов (парикмахерские, врачебные кабинеты, консуль­тационные, бухгалтерские услуги и т.д.). В этом случае ка­чество работы во многом зависит от профессионального мастерства владельца фирмы;

• удобство обслуживания. Расположение фирмы и поздние часы работы позволяют их владельцам успешно конкуриро­вать с крупными предприятиями, которые не имеют таких преимуществ;

• потребность в каком-либо специализированном ремесле, например, печников, столяров, кулинаров, механиков и т.д.;

• нерегулярность спроса. Деятельность сезонного характера зачастую не способствует тому, чтобы создавать крупно­масштабное предприятие, например, по прокату лодок, лыж и т.д.

• оперативность и гибкость структур. Это условие имеет особенно важное значение при разработке и внедрении наукоемких проектов, когда необходимо быстро сконцен­трировать финансовые и интеллектуальные ресурсы на но­вом направлении [14, c.6].

Для развития малого бизнеса необходим отдельный ком­плекс общих и специфических предпосылок социально-эконо­мического, инфраструктурного, правового, организационного и кадрового характера. Малый бизнес — это длинный рабочий день, высокая степень риска, большая конкуренция и ограни­ченный потенциал для получения прибыли. Считается, что без реальной поддержки государства малый бизнес не может успешно развиваться. Всеми своими достижениями, которыми распола­гает малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой, он обязан прежде всего государственной политике. Малому биз­несу в этих странах оказывается всесторонняя помощь и предо­ставляются различные льготы. В их числе создание сети бесплат­ных консультативных пунктов, где начинающие предпринима­тели могут получить необходимые знания по бизнесу и инфор­мацию, связанную с выбором сферы деятельности, разработкой бизнес-планов, организацией управления и бухгалтерского уче­та, взаимодействием с внешними партнерами и клиентами. Кро­ме того, малые предприятия и индивидуальные предпринимате­ли под гарантии государства могут воспользоваться льготными кредитами, получить реальную материальную помощь различ­ных предпринимательских фондов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4