Роль малого и среднего бизнеса в предпринимательской деятельности

К достоинствам малого бизнеса относят:

• сравнительно низкая капиталоемкость и поэтому широкая доступность всем желающим открыть свое дело;

• гибкость и оперативность в действиях и решениях, что по­зволяет в короткие сроки наладить производство, торгов­лю разнообразными товарами и услугами;

• личное общение с клиентами, ориентация на потребителя, быстрая адаптация к особенностям местных условий, что значительно повышает вероятность выживаемости малого бизнеса. Индивидуальный предприниматель, например, идеально приспособлен для изучения пожеланий, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка;

• возможность быстрого накопления капитала, высокая его оборачиваемость, свободный и оперативный перелив ка­питала в наиболее доходные сферы деятельности, что по­зволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться и из­меняться. Благодаря высокому обороту доходность малых предприятий может быть нисколько не ниже, а нередко и выше, чем крупных фирм;

• низкие эксплуатационные издержки, что позволяет малым фирмам оставаться «на плаву» даже в самые тяжелые пе­риоды развития экономики;

• небольшой размер рынка для обеспечения прибыльности бизнеса;

• независимость действий, возможность быстро реализовать свои идеи, изобретения, достичь личного успеха, что осо­бенно важно для людей с ярко выраженными индивиду­альными чертами характера. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, система принятия управленческих решений значительно упрощена, что дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктур­ные изменения, а энергичному и инициативному пред­принимателю — свободу действий;

• мобильность на рынке и в сфере высоких технологий, что способствует достижению высоких научно-технических результатов [17, c.94].

Несмотря на большое значение малого бизнеса для эконо­мики, его становление и развитие сопряжено с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизне­се — это нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значитель­ная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства. Недостаток капитала порождает, в свою очередь, ряд функциональных недостатков, к которым можно отнести проблемы с привлечением квалифицированной рабочей силы, специалистов по менеджменту, приобретение устаревше­го оборудования, неудобное месторасположение фирмы и т.д. К недостат к а м малого бизнеса также относят:

• большая физическая и умственная интенсивность, кото­рую требует предпринимательская деятельность, особенно на ее начальном этапе;

• длинный рабочий день и большая ответственность, поэто­му предпринимателю уже с первых шагов необходимо на­страиваться на долгие часы тяжелой работы и редкие часы отдыха. Владелец малого бизнеса вынужден справляться со всеми неблагоприятными условиями, полагаясь только на себя;

• значительная зависимость от других лиц, фирм и государства. Малые предприятия вынуждены подчиняться не только законам, но и партнерам, которые диктуют график работы фирмы, условия контрактов, уровень цен и др.;

Перейти на страницу: 1 2 3 4