Общеметодологические вопросы формирования инфраструктуры устойчивого развития

Большинство исследований теории инфраструктуры появилось в 60-х – 70-х годах 20 века, постепенно области исследования перешли в непроизводственную сферу, а также к усилению роли институциональной среды (Д.Кларк, А. Маршалл, А. Хиршман). Более того именно в этот период зарубежная школа рассматривает теорию инфраструктуры основываясь на «капитале общехозяйственного назначения».

По мнению Е.Г. Руссковой, при определении функциональных частей инфраструктуры целесообразно использовать факторный подход. В рамках которого, инфраструктура воспроизводства классифицируется по следующим видам капитала:

- человеческого;

- технического;

- природного;

- институционального;

-организационного;

- информационного.

Данная классификация сформировалась под влиянием перехода к устойчивому развитию, где наблюдались все комбинации эффективного и оптимального использования факторов производства.

Развивая данный факторный подход, можно отметить, что в зависимости от комбинации и превалировании того или иного фактора меняется и модель инфраструктурного обеспечения. Здесь четко проявляется ее свойство – инвариантность. Когда при неизменности структуры, меняется степень влияния отдельных элементов.

Таким образом, мы можем говорить о том, что в основе инфраструктурного подхода лежит свойство инвариантности инфраструктуры. Следует также отметить, что свойство инвариантности отчетливо проявляется при индивидуально-дифференцированном инфраструктурном обеспечении устойчивого развития промышленного комплекса в зависимости от отраслевой принадлежности. Поскольку инфраструктурное обеспечение имеет различную степень влияния в различных промышленных комплексах, в зависимости от их социально-экономического генотипа.

Агрегируя понятие «инфраструктура», на наш взгляд, можно определить инфраструктуру как комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих и формирующих процесс и условия воспроизводства при индивидуально-дифференцированном подходе к объекту.

Если рассматривать инфраструктурное обеспечение в рамках инновационного подхода, то следует уточнить ряд категорий «инфраструктура инновационного типа развития» и «инфраструктура устойчивого развития».

Инфраструктура инновационного типа развития - комплекс непроизводственных сфер деятельности, обеспечивающих оптимальные условия для инновационной деятельности производственных сфер.

Поскольку мы рассматриваем инновационный тип устойчивого развития, то синтезируя инновационный, системный и инфраструктурный подходы, можно определить, что:

Инфраструктура устойчивого развития - комплекс организационно-экономических организаций и институтов непосредственно обеспечивающих условия реализации устойчивого развития на основе принципов экономической эффективности и системности.

Д.И. Кокурин, отмечает, что для инновационной инфраструктуры характерна общемировая тенденция «сервизации экономики», т.е. ускоренные темпы развития по сравнению с темпами развития инновационных организаций, поскольку инновационная инфраструктура превращается в важнейший ресурс инновационных процессов в национальной экономике. Ускоренному развитию инфраструктурных институтов способствует также высокий мультипликативный эффект увеличения спроса на их услуги, низкая чувствительность инфраструктуры к циклическим колебаниям материально-вещественного производства и расширение спроса на услуги институтов инновационной инфраструктуры.

Эффективно действующая инфраструктура инновационной сферы - важнейший фактор, обеспечивающий адаптацию экономики к прогрессивным технологиям и ее продуцированию, основанную на многообразном, комплексном и долговременном взаимодействии между инновационной сферой и рынком [66].

Как отмечает Е.Г. Русскова, воспроизводство инфраструктуры приводит к экстернальным и интернальным эффектам. При этом, экстернальный эффект связан с воздействием инфраструктуры на основное производство, он может быть положительным и отрицательным. В то время, как интернальный эффект возникает в случае, когда агенты инфраструктуры в процессе сотрудничества с основными структурами совершенствуют свою деятельность. В свою очередь, синергетический эффект обусловлен взаимодействием всех видов инфраструктуры, необходимых для основного производства. Также Е.Г. Русскова отмечает, что влияние инфраструктуры на экономическую систему усиливается по мере расширения ее видов, функций, форм организации и взаимосвязи с основным производством [ ].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7