Общеметодологические вопросы формирования инфраструктуры устойчивого развития

-концентрации средств и возможностей для оказания широкого спектра услуг;

-избирательности мер поддержки элементов инфраструктуры;

Многие промышленные предприятия, особенно низкотехнологичные, слабо адаптированы к рыночным условиям и нуждаются в комплексной поддержке, что обостряет необходимость вовлечения инфраструктурного фактора.

В свою очередь, было бы неверным рассматривать существование инфраструктурного фактора как автономного при формировании условий для устойчивого развития. Инфраструктурный фактор выполняет роль «катализатором» процесса инновационного типа устойчивого развития. При этом на основе системно-комплексного подхода выявляется сочетание инфраструктурного фактора с институциональной средой, рыночным и инновационным факторами (см. рис. 1.3.1).

Одна из ключевых задач процесса формирования устойчивого развития является переход от отраслевого принципа управления системой к программно-целевому или индивидуально-дифференцированному. Не менее сложной задачей является определение границ вмешательства государства в некоторые вопросы формирования того или иного типа развития. Границы государственного вмешательства проявляются там, где заканчиваются институциональные соглашения. При этом следует отметить, что большинство институциональных соглашений формируются в условиях государственного регулирования, тем самым, размывая границы государственного вмешательства.

Эффект инновационных отношений внутри промышленного комплекса определяется тем, насколько эти отношения могут быть коммерциализированными и при каком временном лаге. Процесс коммерциализации сопровождается инвестиционно-инновационным механизмом, за счет взаимодействия элементов рыночной и инновационной инфраструктуры, что приводит к усилению технологического трансферта.

В тоже время, наблюдается синтез инфраструктурного и системного подходов. Инфраструктурное обеспечение устойчивого развития предполагает системный подход, основу которого составляет триада «наука-инфраструктура-производство». Это способствует усилению роли инфраструктурного фактора в процессе формирования устойчивого развития.

Переход от одного типа устойчивого развития к другому (например, от мобилизационного к инновационному) означает бинарный переход одной институциональной среды и инфраструктуры к другой.

В рамках неоинституционального подхода, к исследованию инновационного типа устойчивого развития, представляется необходимым уточнить термин «институциональная инфраструктура».

Институциональная инфраструктура инновационного типа устойчивого развития – совокупность экономических субъектов и институтов, обеспечивающих технологический трансферт.

Практическая особенность институциональной инфраструктуры заключается в том, что ее нельзя оценить на основе затратного подхода, ее можно оценить сравнительными и рыночными методами оценки, а измерить можно только качественными параметрами (больше/меньше, лучше/хуже, быстрее/медленнее).

Однако, можно выделить затраты на осуществление инфраструктурное обеспечение инновационного типа устойчивого развития промышленного комплекса. Представители теории институционализма исходили из того, что субъекты рынка неизбежно действуют в условиях неполноты информации, что вызывает неизбежность особой категории «транзакционных издержек». Для «промышленного комплекса с высокой долей инновационности» - затраты времени и средств, без которых он не смог бы реализовать свой инновационный продукт, технологию, услугу. Согласно неоинституциональным воззрениям, любой институт вызывается наличием определенных транзакционных издержек, которые могут уменьшаться благодаря его появлению.

Таким образом, под «транзакционными издержками инфраструктурного обеспечения» мы предлагаем понимать расходы на обеспечение трансферта технологий и диффузию инновационных решений через систему элементов инфраструктурного обеспечения.

Следует отметить, что инфраструктурные издержки осуществляются до заключения контракта, а их оценка определяется во временном интервале. Эффективность же определяется минимизацией временных затрат на основе качественных переменных. Качественные переменные зависят от так называемой «неотделимой инфраструктурной услуги». Мы предлагаем рассматривать ее как – комплексное обеспечение продвижения (диффузии) высокотехнологичного продукта, технологии или услуги и доведения ее до коммерческого продукта (инновации). Кроме того, особенность «неотделимости» инфраструктурной услуги, заключается в ее непрерывности на всех стадиях инновационного процесса (от стадии фундаментальных исследований до стадии внедрения и утилизации). При этом, «неотделимость инфраструктурной услуги» также предполагает инвариантность и индивидуально-дифференцированный подход.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8