Проблемы и задачи

К сожалению, не дорабатывают в части работы по привлечению инвестиций ответственные за политику привлечения и использования иностранного капитала органы государственного управления. Из-за низкого уровня организации управления:

- до сих пор в стране не принята государственная Программа привлечения и использования иностранного капитала;

- по существу существующая законодательная база не только не направлена на стимулирование инвесторов из-за рубежа, но и откровенно препятствует им;'

- отсутствует четкая система управления иностранными инвестициями, происходит постоянная реорганизация государственных органов, ведающих инвестиционной политикой;

- отсутствует система работы с иностранными инвесторами, процветают бюрократизм и волокита.

Слабость государственного регулирования вопросов привлечения международного предпринимательского капитала, постоянные реорганизации центрального ведомства, занимающегося вопросами иностранного капитала, разброс прав, компетенции, ответственности по многочисленным ведомствам, запутанность их функций не прибавляют уверенности иностранным инвесторам.

Взять, к примеру, вопросы нефти и газа. Не только иностранный, но даже национальный инвестор сегодня толком не знает, куда ему обращаться: то ли в КИИК, то ли в Государственную комиссию по приватизации предприятий нефтегазового комплекса, то ли в Министерство нефти и газа, то ли в Госкомитет по приватизации.

Для стабилизации экономики и обеспечения устой­чивого экономического роста необходимо привлечение и эффективное использование внешних инвестицион­ных ресурсов, которые призваны обеспечить решение следующего круга задач:

• реструктуризацию национальной экономи­ки,

• ликвидацию диспропорций в экономичес­ком и социальном развитии регионов,

• усиление экспортного потенциала страны,

• развитие импортозамещающих произ­водств,

• формирование частного и смешанного сек­торов экономики, способствующих разви­тию конкурентной среды,

• создание рыночной инфраструктуры,

• привлечение передовой зарубежной техно­логии, ноу-хау и управленческого опыта.

Практика последних лет показала, что в полити­ке привлечения иностранных инвестиций существова­ли отдельные просчеты, отсутствовал действенный механизм стимулирования вложений иностранного капитала, адекватный потребностям и задачам ры­ночной трансформации экономики. Это касается ме­тодологии и методики оценки объемов иностранных инвестиций, форм привлечения иностранного капита­ла и допустимых масштабов, организационного и эко­номического механизмов привлечения иностранного капитала, регионального и отраслевого распределе­ния.

В Казахстане к отраслям приоритетного привлече­ния иностранных инвестиций можно отнести нефтяную и нефтеперерабатывающую, химическую и нефтехими­ческую отрасли, черную и цветную металлургию, строи­тельство, коммуникации.

Более приемлемой формой участия иностранного капитала в рыночных преобразованиях экономики Казахстана является привлечение прямых иностран­ных инвестиций

для создания совместных и зарубеж­ных предприятий, в виде портфельных инвестиций или на условиях концессии. Прямые иностран­ные инвестиции, как правило, дают большой эффект, так

как зарубежный партнер совместного проекта за­интересован в максимально высокой отдаче инвестиро­ванных средств, стремится расширить производство, повысить его эффективность, обновить производствен­ный аппарат для повышения конкурентоспособности продукции. В то же время иностранный инвестор раз­деляет всю полноту риска с национальным инвестором.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6