Проблемы и задачи

При осуществлении крупных проектов, где инве­стиционные возможности территории достаточны, но необходима модернизация производства (например, в нефтехимии), целесообразна организация

контракт­ных (договорных) СП. При этом возможна полная собственность отечественного партнера на уставной фонд с самого начала деятельности контрактного предприятия и уступка его части иностранному парт­неру, осуществляющему организацию производства, на определенный срок, то есть временное их превра­щение в СП.

Основными критериями при выборе форм привле­чения иностранного капитала являются:

• сфера деятельности и вид продукции (техно­логически сложный, наукоемкий и т.п.);

• масштабы проекта (мелкий, средний, круп­ный);

• стратегическая цель привлечения иностран­ного капитала (от импорта оборудования до использования производственно-управлен­ческого опыта).

Одним из наиболее эффективных методов увели­чения экспортного потенциала республики являются концессии,

т.е. предоставление права зарубежным предпринимателям на эксплуатацию возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, а также осуществление иных видов хозяйственной деятельно­сти на условиях долгосрочной аренды.

В Казахстане в последнее время практикуется такая форма привлечения иностранного капитала и иностранного управленческого опыта, как передача предприятий под управление. Новая форма привлече­ния капитала позволяет вывести крупные предприя­тия из тяжелейшего финансового кризиса. Однако, практика заключения контрактов

на управление с фирмами, в том числе и с иностранными, уже показа­ла свои негативные стороны. Прежде всего передача крупных предприятий одной отрасли в управление иностранным компаниям, как это случилось с хромо­вой промышленностью, означает, что иностранный инвестор по существу монополизировал отрасль. Кро­ме того, при данной форме привлечения иностранно­го капитала выполняются задачи только текущего характера, а стратегические проблемы - реконструк­ция и модернизация предприятий - не решаются. У управляющих фирм отсутствуют права на вложение средств в капитальное строительство и приобретение оборудования, так как тем самым может измениться форма собственности на предприятие. Такой подход к заключению контрактов на практике приводит к уси­лению выкачивания сырья и продукции управляю­щей фирмой при ускоренном износе основных фондов предприятия и истощении природных ресурсов.

Более выгодным для государства является осуще­ствление инвестиций на основе досрочной приватиза­ции, то есть привлечение портфельных инвестиций. Обязательным условием при этом является переоцен­ка и пересчет основных фондов и на этой основе уста­новление цены акции приватизируемого предприятия по западным аналогам.

Привлечение портфельных инвестиций, то есть иностранного капитала для досрочной послеконтрактной приватизации и приватизации по индивидуаль­ным проектам, требует установления количественного ограничения на долю иностранного инвестора в устав­ном фонде приватизируемого предприятия (до 49%) или закрепление за государством "золотой акции", в которой содержатся его права.

Для более рационального использования возмож­ностей страхования иностранных инвестиций целесо­образно создание международной страховой компании или совместного фонда по страхованию коммерческих рисков по типу зарубежных "частных инвестиций ОПИК" при участии корпорации AIG (American International Group) - крупнейшей международной диверсификационной страховой группы и крупнейше­го в США страховщика торговых и промышленных рисков. Это государственная компания, которая включала бы страхование от конфискации, отчужде­ния и национализации собственности, неконвертиру­емости валюты и т.д. и имела бы для этого достаточ­но большой страховой фонд. Например, подобная международная компания создана в Узбекистане и имеет страховой фонд в $100 млн., тогда как страхо­вой фонд Казахинстраха составляет только $ 1 млн., что обусловливает необходимость перестрахования риском за рубежом и, как следствие, возможность утечки страховых взносов из страны.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6