Региональный потребительский рынок

Региональный потребительский рынок - сложная пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных элементов и связей между ними, по­этому изучение этого рынка предполагает анализ зако­номерностей и факторов, определяющих его формиро­вание и развитие, комплексное рассмотрение всех ас­пектов рынка.

Региональный потребительский рынок представляет собой пространственное поле реализации товарно-де­нежных отношении. Поэтому основные компоненты механизма функционирования регионального потребитель­ского рынка - спрос, предложение, цена и конкурен­ция - должны рассматриваться в рамках внутреннего и внешнего экономического пространства.

Спрос на региональном потребительском рынке про­является в форме пространственно распределенных по­требностей населения региона, выраженных в денежной

форме. Предложение проявляется в виде пространствен­но рассредоточенной совокупности товаров и услуг, ко­торые продавцы могут поставить на рынок, при том или ином уровне цен. Цены на региональном потребитель­ском рынке существенно различаются в пространстве, что обусловлено влиянием системы региональных факторов,

Региональный потребительский рынок выполняет ряд важных функций в экономике региона:

· обеспечивает взаимодействие продавцов и покупа­телей посредством сделок купли-продажи, а также со­гласование экономических интересов контрагентов;

устанавливает количественные пропорции в струк­туре спроса и предложения;

выполняет роль сигнальной системы для произво­дителей и потребителей посредством прямых и обрат­ных связей;

определяет уровень равновесных цен и пропорции между ценами различных товаров;

· осуществляет, распределена потребительских то­варов и услуг между различными социально-экономи­ческими группами, населения региона;

· обеспечивает участие региона в межрегиональных торгово-экономических связях.

Региональный потребительский рынок включает в себя три укрупненных сегмента: рынок продовольствен­ных товаров, рынок непродовольственных товаров, рынок потребительских услуг.

Теория поведения потребителей главное вни­мание уделяет формированию спроса под влиянием со­циальных, экономических, психологических факторов, потребительских предпочтений и мотиваций на основе изучения механизмов принятия покупателями решений о покупках товаров.

В рамках концепции геомаркетинга региональный потребительский рынок рассматривается с позиции оп­ределения размеров рыночных зон и пространственных характеристик спроса и предложения потребительских товаров и услуг. Новейшие исследования развития регионального по­требительского рынка в рамках концепции геомарке­тинга связаны с изменениями и структурными сдвига­ми в потреблении и торговле.

Сторонники институционального подхода рассмат­ривают региональный потребительский рынок как со­вокупность фирм, вовлеченных в куплю-продажу по­требительских товаров в пределах определенной ры­ночной зоны. Институциональная структура региональ­ного потребительского рынка включает фирмы, осуще­ствляющие торгово-посредническую деятельность, хра­нение, транспортировку, реализацию товаров, страхо­вание, кредитование торговли и др. В отечественной экономической литературе полу­чила распространение воспроизводственная концепция регионального потребительского рынка, в соответствии с которой этот рынок рассматривается как территори­альная организация сферы обращения во взаимодей­ствии с региональным производством, распределением и потреблением.

Перейти на страницу: 1 2 3 4