Система цен в народном хозяйстве

Как уже отмечалось, на размер дохода от продажи продук­ции влияет объем выпускаемой продукции, ее ассортимент, качество и уровень цен. В современных условиях предприятия самостоятельно определяют цены на продаваемую продукцию. В экономике существуют разнообразные виды цен, которые образуют единую систему. Цены можно классифицировать по характеру экономического оборота, который они обслуживают, по видам франко (методам учета транспортных затрат), по сроку действия и по уровню государственного регулирования.

Рассмотрим основные виды цен в народном хозяйстве, т.е. классификацию цен по характеру экономического оборота. Так, в промышленности применяются оптовые цены.

Валовые расходы, амортизация

Оптовая цена

Прибыль предприятия

НДС (акциз)

Транспортные расходы

Валовые расходы, амортизация

сбытовых организаций Оптовая цена

промышленности

Прибыль сбытовых организаций

НДС

Транспортные расходы

Валовые расходы, амортизация

торгующих организаций Розничная цена

Прибыль торгующих организаций

НДС

Транспортные расходы

Оптовые цены на промышленную продукцию подразделяют­ся на оптовые цены предприятия и оптовые цены промышлен­ности.

Оптовая цена предприятия применяется при продаже продукции другим предприятиям, объединениям или сбытовым ор­ганизациям и включает такие элементы, как валовые расходы, амортизацию, прибыль предприятия и НДС (акциз).

Оптовая цена промышленности включает оптовую цену пред­приятия с учетом сбытовой скидки и НДС и применяется при реализации продукции другим предприятиям, объединениям или торговым организациям.

Сбытовая скидка - скидка с оптовой цены, предоставляемая предприятием-поставщиком снабженческо-сбытовой организации за выполнение функций по сбыту продукции.

Транспортные расходы мо­гут входить в оптовую цену предприятия или в оптовую цену промышленности в зави­симости от условий договора, заключенного между постав­щиком и покупателями про­дукции (товаров).

Главным назначением оп­товых цен является отражение общественно необходимых за­трат труда на производство разнообразных видов продук­ции и обеспечение заинтересо­ванности предприятий в полу­чении прибыли, снижении ва­ловых расходов, повышении эф­фективности производства, улучшении качества продукции, об­новлении ассортимента, ускоренном освоении новой техники и тех­нологии, экономии ресурсов.

В торговле при продаже товаров населению применяются розничные цены. Розничная цена состоит из оптовой цены промышленности, торговой наценки и НДС. Торговая наценка - цена торговых услуг, формирующая доход торгового предприятия, представляющая собой разницу между ценой продажи и ценой закупки товаров.

Перейти на страницу: 1 2 3