Система цен в народном хозяйстве

Розничные цены на товары и услуги выполняют важнейшие социально-экономические функции: во-первых, это цены конеч­ной продажи, которые отражают общественную стоимость про­дукции на завершающей стадии ее формирования, являются одним из инструментов регулирования уровня реальных доходов населения, во-вторых, используются для обеспечения сбаланси­рованности между спросом и предложением, и, в-третьих, ока­зывают воздействие на структуру потребления различных групп населения и перераспределения доходов.

Цены на продукцию сельского хозяйства обслуживают эко­номический оборот между промышленностью и сельским хозяй­ством. Они должны обеспечивать эквивалентность обмена и создавать условия для развития агропромышленного комплек­са, подъема сельскохозяйственного производства. В экономичес­кие отношения при этом вступают заготовительные, сбытовые и обслуживающие сельское хозяйство предприятия, организа­ции и объединения, с одной стороны, и колхозы, совхозы, фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства - с другой. В сельском хозяйстве основной разновидностью цен является закупочная цена.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, при­обретаемую у колхозов, совхозов, фермерских хозяйств и насе­ления возмещают себестоимость продукции и обеспечивают предприятиям прибыль, необходимую для осуществления рас­ширенного воспроизводства.

Отдельно можно выделить цены на продукцию строитель­ства. Цены на продукцию строительства выступают в двух формах: в виде сметной стоимости строительных объектов, определяемой на основе агрегирования сметных норм и расце­нок на строительно-монтажные работы (включая сметные цены на строительные материалы и конструкции, цены на приобре­тение устанавливаемого на объекте оборудования, инструмент, производственный инвентарь и прочие затраты) либо в виде прейскурантных цен готовых строительных объектов (сооружа­емых обычно по типовым проектам) с учетом потребительских свойств конечной продукции строительства.

В сфере услуг действуют тарифы. При этом можно выделить тарифы на производственные услуги и цены и тарифы на услуги, предоставляемые населению. Как правило, тарифы на производственные услуги, услуги транспорта и связи выражают общественно необходимые затраты труда по перемещению грузов (грузовые тарифы железнодорожного, морского, речного, автомобильного, трубопроводного, воздушного транспорта) и по производственному обслуживанию предприятий организациями средств связи.

Цены и тарифы на услуги, предоставляемые населению предприятиями бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, культуры и другими предприятиями (учреждениями) обычно выполняют функции как оптовых, так и розничных цен. Многие услуги реализуются населению на льготных условиях (услуги государственного жи­лищного фонда, некоторые виды бытовых и коммунальных услуг, услуги театров, музеев и т.п.).

Транспортные затраты по доставке продукции от производи­теля к потребителю - один из видов затрат в сфере обращения. Транспортные затраты включаются либо в цену продукции пред­приятия-производителя, которое относит эти затраты на себе­стоимость продукции, либо осуществляются за счет снабженческо-сбытовых организаций (посредников), которые формируют сбытовые скидки и наценки. При этом используют разные спо­собы франкирования цен. Тот или иной вид франко показывает, до какого пункта на пути продвижения продукции к потреби­телю транспортные затраты несет поставщик, так как эти затраты уже включены в цену.

По способам отражения транспортных затрат различают следующие разновидности цен: франко-склад поставщика (все расходы по погрузке, отправке, транспортировке груза несет потребитель); франко-вагон - станция отправления (поставщик включает в себестоимость и оптовую цену расходы по доставке на станцию или порт отправления и погрузке на транспортное средство); франко-вагон - станция назначения (поставщик или снабженческая организация берет на себя транспортные расхо­ды вплоть до ближайших к потребителю станции, порта, при­стани, а расходы по разгрузке и доставке непосредственно к потребителю относятся на последнего); франко-поставщик (груз доставляется непосредственно потребителю, все транспортные расходы включены в цену). На практике преобладают цены франко-станция отправления и франко-станция назначения. В сельском хозяйстве получили распространение цены франко-хозяйство (при заготовке у колхозов и совхозов продукции зем­леделия и животноводства и поставке хозяйствам материально-технических средств). Газ и электроэнергия поставляются потре­бителям по ценам франко-хозяйство.

Перейти на страницу: 1 2 3