Система цен в народном хозяйстве

Если другие затраты по доставке продукции к потребителю (железнодорожный тариф, водный тариф, разгрузка вагонов и т. п.) несет посредник, то к цене добавляется сбытовая на­ценка как самостоятельный элемент. По своей природе она должна возмещать затраты оборота продукции и обеспечивать необходимую прибыль снабженческо-сбытовым организациям. Уровень сбытовых наценок устанавливается по договоренности сторон.

По сроку действия можно выделить цены: устанавливаемые без ограничения срока действия; временные, устанавливаемые на определенный срок, исходя из особых условий производства или продажи новых видов продукции (цены на новые товары, товары народного потребления улучшенного качества); ступен­чатые цены, снижающиеся в заранее заданном размере в установленные сроки; сезонные дифференцированные по пери­одам года (на ранние фрукты, овощи); цены, установленные на определенный срок. Эти виды цен позволяют гибко реагировать на изменение условий производства и продажи продукции в условиях меняющейся конъюнктуры рынка.

В 1990 г. в Украине был принят Закон «О ценах и цено­образовании». Согласно этому законодательному акту в народ­ном хозяйстве применяются свободные цены и тарифы, государ­ственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы.

Свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товары и услуги, за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов.

Государственное регулирование цен и тарифов осуществля­ется посредством установления:

государственных фиксированных цен (тарифов);

предельных уровней (тарифов) или предельных отклонений от государственных фиксированных цен и тарифов (регулируе­мые цены).

Государственные фиксированные и регулируемые цены и та­рифы устанавливаются на ресурсы, оказывающие определяю­щее воздействие на общий уровень и динамику цен в народном хозяйстве, на товары и услуги, имеющие решающее социальное значение, а также на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих моно­польное положение на рынке Украины.

Так, Совет Министров Украины с согласия Верховной Рады Украины утверждает розничные цены на хлеб, муку, мясо, са­хар, молоко, масло сливочное, растительное масло, детское пи­тание, ликеро-водочные изделия и в пределах госзаказа, ис­ходя из условий эквивалентности товарообмена, закупочные це­ны на основные виды сельскохозяйственной продукции.

Изменение государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов может осуществляться в связи с изменением условий производства и продажи продукции, не зависящих от хозяйственной деятельности предприятий.

При осуществлении экспортных и импортных операций не­посредственно или через внешнеторгового посредника в расчетах с зарубежными партнерами применяются контрактные (внешнеторговые) цены, формируемые в соответствии с ценами и условиями мирового рынка.

В современных условиях правильное установление цен (та­рифов) на продукцию, работы и услуги предприятий, которые , функционируют на рынке, является одним из решающих усло­вий финансового успеха. Цены (тарифы) должны прежде всего обеспечивать покрытие, компенсацию всех затрат на ее произ­водство, а также получение предприятием прибыли - основно­го источника самофинансирования предприятия. На этом бази­руется система ценообразования в рыночной экономике.

Перейти на страницу: 1 2 3