Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в странах-членах Европейского союза

Основное внимание в данной статье сосредоточено на проблемах государственной под­держки малого и среднего бизнеса (далее МСБ) в странах-участницах ЕС.

Государственная поддержка малого предпринимательства представляет собой создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития малого бизнеса, а также вложения в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. С точки зрения предпринимателя, государство должно создавать условия, в кото­рых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических (макси­мальная прибыль, эффективность инвестиций, минимальный риск, защита собственности). С точки зрения государства, предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интере­сов более высокого порядка (рост общего благосостояния, поддержка занятости, социально-политическая стабильность, экономическая мощь государства). Именно в области пересече­ния целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государст­венная политика [2, c.269].

Поскольку успех любого дела всегда и во всем зависит от соблюдения двух условий: пра­вильного определения конечной цели и подбора соответствующих средств, ведущих к этой цели, для достижения эффективности государственной поддержки малого предприниматель­ства, в первую очередь, необходимо определить стратегические цели: политические, эконо­мические и социальные.

Политическая цель заключается:

•в создании правовых и организационных условий для роста деловой активности малого бизнеса;

•в формировании отношения властных структур к малому предпринимательству как к субъекту экономической жизни при принятии государственных решений по всем вопросам жизнедеятельности малого бизнеса.

Экономическая цель государства в отношении малого бизнеса, как самостоятельного сек­тора экономики, может быть задана в виде системы определенных количественных и качест­венных параметров, которые должны быть достигнуты в результате осуществления той или иной государственной политики. Эти параметры могут определяться в целом но стране, и также в отраслевом и региональном разрезе. Достижение экономической цели зависит от ус­тойчивости функционирования малых предприятий, интенсификации инвестиционных про­цессов, развития финансово-кредитной системы, развития рынков труда и капитала.

Социальная цель государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства состоит, прежде всего, в формировании позитивного отношения различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику улучшения личного благосостояния, но и как к возможному пути своей собственной жизни, к удовлетворению своих собственных амбиций и самоутверждению. Необходимо ликвиди­ровать проблемы на пути сознательного выбора для любого человека - стать предпринима­телем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или ис­пользовать их для личного потребления.

Стратегическая задача государственной поддержки малого предпринимательства состоит не только в передаче малым предприятиям финансовых, материальных, технических и иных ресурсов, а в создании экономических, социальных и правовых условий для их выживания, выработке «иммунитета», способности расти и саморазвиваться в условиях рыночной эко­номики.

Экономические условия - это, в первую очередь, состояние:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6