Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в странах-членах Европейского союза

Косвенное воздействие предпринимательского сообщества на государство (уход от налогов в «теневой» сектор как инструмент непрямой/косвенной обратной связи)

С учетом перечисленных принципов организована государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Европейском Союзе в целом и в отдельных странах-членах ЕС.

В ноябре 1986 г. Европейская Комиссия подготовила Первую программу действий в под­держку малого предпринимательства. Европейские службы предприняли акции, которые они считали важными для развития малого предпринимательства. Прежде всего, это касается информации. Европейской комиссией были созданы Европейские Информационные Центры (Euro-Info-Centres) по всей территории стран-членов ЕС. В области сотрудничества между предприятиями действовали Сети деловой кооперации (Business Cooperation Network) и Центр деловой кооперации (Business Cooperation Centre). В их распоряжении имеется ин­формационная система, объединяющая консультантов, расположенных по всему Европей­скому Союзу.

В финансовой сфере малые предприятия могут воспользоваться различными субсидиями многочисленных европейских фондов: Европейского фонда регионального развития (European Fund of Regional Development), Европейского социального фонда (European Social Fond), Европейского инвестиционного Банка (European Investment Bank), - которые пред­ставляли малым предприятиям долгосрочные кредиты, отдавая предпочтение предприятиям, расположенным в неблагоприятных в экономическом отношении регионах.

Кроме государственной поддержки малого предпринимательства на уровне Европейского Союза, практически в каждой стране существует своя национальная система стимулирования развития малого бизнеса, назначение которой состоит в том, чтобы создать экономический климат, способствующий созданию и нормальному функционированию малых предприятий. Это заключается, прежде всего, в создании национальных институтов по информационному обеспечению, финансовой поддержке, организации системы обучения руководителей пред­приятий, подготовке предпринимателей, желающих начать самостоятельную деятельность. При этом подобные институты имеют свои отделения или филиалы практически во всех ре­гионах страны. В качестве примера можно привести испанский Институт малых и средних промышленных предприятий (Institute de la Pequena y Mediana Empressa Industrial), являю­щийся автономной организацией в системе Министерства индустрии и энергетики. Институт занимается информационным обеспечением, финансовой поддержкой малых предприятий уже в течение 25 лет. Основным источником финансирования Института являются средства государственного бюджета Испании, в котором предусмотрена отдельная строка расходов на эти цели. Кроме того, Институт имеет определенные поступления от информационного об­служивания и издательской деятельности, от инвестиционной деятельности, а также распоряжается частью средств, направляемых на реализацию проектов по поддержке малого биз­неса в рамках ЕС. Институт заключает соглашения с радом ведущих банков страны об усло­виях кредитования малых предприятий, которые расширяют свою деятельность путем новых инвестиций или модернизации имеющихся мощностей. В рамках соглашения Институт, в частности, компенсирует банкам часть процентов по кредитам. Институт также оказывает содействие технологическому развитию производства и освоению новой продукции, стиму­лирует межфирменную кооперацию и совместную деятельность предприятий. В Институге имеются два хорошо оснащенных информационных центра. Один из них входит в систему Европейских Информационных Центров, что позволяет Институту и его абонентам получать информацию более чем из 260 подобных центров ЕС и банков данных международных орга­низаций [9, c.14].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8