Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в странах-членах Европейского союза

• программно-целевой (в виде финансирования целевых программ, где государство вы­ступает в роли заказчика).

Косвенные методы государственного регулирования нацелены на стимулирование про­цесса развития малого предпринимательства, создание благоприятного социально-экономи­ческого и общественного климата для деятельности этого сектора экономики.

Важнейшим структурообразующим элементом системы государственной поддержки ма­лого предпринимательства, сформированным сообразно поставленным целям, является соз­дание механизмов ее реализации, посредством которых и будут осуществляться прямые и косвенные методы государственного воздействия, а именно:

• нормативно-правовой базы, определяющей специфические условия деятельности субъ­ектов малого предпринимательства, методы его государственной поддержки и процедуры принятия решений;

• сети специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию госу­дарственной политики, направленной на поддержку малого бизнеса, включающей органы государственной власти, негосударственные объединения и организации, специализированные объекты инфраструктуры поддержки малого бизнеса, созданные и действующие как при государственных органах, так и без их участия (фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;

• государственных программ, непосредственно ориентированных на оказание тех или иных мер поддержки малым предприятиям, а также программ социально-экономического развития, которые разрабатываются с учетом интересов предпринимателей и могут включать меры по поддержке в области инвестиции, отраслевого и регионального развития, занятости, миграции [18, c.54].

Перечисленные элементы данной системы выполняются при следующих условиях функ­ционирования всей системы государственной поддержки малого предпринимательства:

•открытости, как при формировании государственной политики, так и при ее реализации (наличие полной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки и условий доступа к ним, публичной отчетности о состоянии малого бизнеса, использовании выделенных на его поддержку средств, деятельности соответствующих государственных ин­ститутов);

•гибкости системы приоритетов и разнообразии форм государственной поддержки, имея в виду концентрацию усилий на оказание малым предприятиям особых мер поддержки применительно к различным этапам их деятельности, особенностям каждой отрасли и региона, специфическим характеристикам отдельных групп предпринимателей;

•учете национальных и исторических особенностей, в том числе на региональном уров­не, поощрении ремесел, сезонных работ, народных промыслов, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности, самозанятости;

•дерегулировании и упрощении управленческих процедур в отношении малых предпри­ятий и максимальном ограничении произвола чиновников, минимизации непроизводитель­ных затрат времени их руководителей и персонала на эти цели (упрощение порядка регистра­ции и форм отчетности, сокращение перечней лицензируемых видов деятельности, миними­зация числа согласующих и контролирующих инстанций).

Инструменты воздействия государства на процессы формирования среды развития биз­неса и СПП:

Инструменты прямого воздействия предпринимательского сообщества на государство (инст­рументы прямой «обратной связи»)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8