Развитие кризиса мировой задолженности

• расчет на то, что заемщик достигнет со­глашения со своими официальными кредитора­ми в Парижском клубе.

Эти особенности имели ряд последствий для заемщика. Во-первых, цель пересмотра условий заключалась в сокращении текущих обязательств должника по обслуживанию долга путем перено­са сроков погашения основной суммы долга. Кре­диторы приняли такую стратегию, исходя из пред­положения о том, что проблемы должника зак­лючались во временных трудностях с ликвиднос­тью, которые можно преодолеть путем сокраще­ния текущих обязательств по обслуживанию дол­га. Эта стратегия оборачивалась для должника уве­личением его общих долговых обязательств и зна­чительным ростом будущих обязательств по об­служиванию долга.

Во-вторых, в результате проведения данной стратегии суверенное государство приняло на себя более прямую ответственность за долги своих уч­реждений и органов, даже если они занимали средства в рамках своих самостоятельных полно­мочий на это. Со временем суверенное государ­ство нередко было вынуждено брать на себя от­ветственность за внешний долг частного сектора. Кредиторы требовали такой централизации для обеспечения практического упорядочения всех ак­тивов заемщика, равного обращения со всеми кре­диторами, участвующими в пересмотре долга, и более эффективного регулирования националь­ного долга.

Третьим следствием данной стратегии были вызванные ею большие трудности, которые испы­тывали граждане страны-заемщика. Согласие заем­щика с требованием кредиторов о сохранении те­кущих обязательств по обслуживанию долга вынуж­дало страну-должника получать иностранную ва­люту за счет сокращения расходов, в том числе и на импорт, а также за счет перераспределения ре­сурсов с удовлетворения внутреннего спроса на деятельность, приносящую валютные доходы. В результате эта стратегия покрытия долга создала значительные трудности для населения и мощную внутреннюю oппoзицию в стране-должнике.

Вторая стадия: 1985 - 1989 годы. В середине 80-х годов совокупный баланс коммерческих бан­ков улучшился, поэтому невыполнение заемщи­ками со средним доходом условий кредитных со­глашений представляло уже меньшую угрозу фи­нансовой системе. Но одновременно стало оче­видным, что многие экономические проблемы заемщиков носят более структурный характер, чем предполагалось ранее, и требуют более долгосроч­ных усилий как со стороны последних, так и со стороны кредиторов. Социальные и политичес­кие факторы нивелировали или, в лучшем слу­чае, задерживали осуществление реформ. Кроме того, частный капитал утекал из этих стран в поисках более высоких и стабильных норм при­были. Отсутствие надлежащих внутренних реформ еще более обостряло проблему утечки капитала и таким образом усугубляло трудности, связанные с платежным балансом. И хотя кредиторы пере­смотрели условия реструктуризации долга в це­лях продления периодов погашения задолженно­сти, капитализации процента официальными кредиторами и новое кредитование коммерчес­кими банками и международными финансовыми учреждениями, они не предусматривали сокра­щения задолженности или сокращения объема обслуживания задолженности.

В соответствии с начавшим осуществляться в этот период планом Бейкера, для поддержания уровней инвестирования были выделены новые денежные средства. Это позволяло основным стра­нам-должникам перекрывать свой долг (было даже придумано и использовалось в соглашениях так называемое "меню возможностей"). В то время (впрочем, в большинстве случаев и сейчас) про­блема задолженности бедных развивающихся стран качественно отличалась от той же пробле­мы крупных стран со средним доходом. Первые испытывали на себе слишком большой груз за­долженности относительно потенциала их эко­номики. К тому же эти страны во многом зависе­ли от экспортных поступлений от одного - двух товаров широкого потребления. Поэтому значи­тельное сокращение объемов торговли этими то­варами очень отрицательно сказалось на возмож­ности этих стран обслуживать долги, не говоря уже о возобновлении экономического роста.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5