Развитие кризиса мировой задолженности

Второй этап международного процесса пере­смотра условий погашения долга - "План Бейке­ра". Министр финансов США Джеймс Бейкер объявил стратегию на этот период на ежегодном совещании Всемирного банка и МВФ в 1985 году. Это была попытка скорректировать стратегию пре­дыдущего периода с учетом политических реаль­ностей в странах-должниках и растущего призна­ния участвующими сторонами того факта, что проблемы должников по своей сложности пре­восходили временный кризис ликвидности. План являлся также признанием того, что для урегу­лирования кризиса потребуется больше времени, чем первоначально ожидалось. Несмотря на бо­лее глубокое понимание сторонами кризиса за­долженности, основная особенность плана оста­лась той же, что и в предыдущем периоде: сохра­нение стоимости активов кредиторов посредством своевременных платежей по текущему обслужи­ванию долга.

Стратегия Бейкера заключалась в предостав­лении должникам достаточных стимулов для про­должения выполнения текущих обязательств по обслуживанию долга. Он обещал 15 крупнейшим должникам, что если они согласятся обслуживать свой долг и будут по-прежнему выполнять усло­вия своих соглашений с международными финан­совыми учреждениями, то они получат новые кредиты в дополнение к тем, которые необходи­мы для покрытия обязательств по обслуживанию долга. Должники могли использовать эти креди­ты для структурной перестройки своей экономи­ки и стимулирования экономического роста. До­полнительные средства должны были предоста­вить коммерческие банки и многосторонние банки развития.

Одной из черт, отличавших план Бейкера от стратегии первого этапа, была роль международ­ных финансовых учреждений. На первом этапе главным многосторонним учреждением был МВФ. Его функция заключалась в оказании странам помощи по макроэкономической стабилизации в течение 12-15 месяцев, то есть срока, который предусматривался типичным соглашением о ре­зервных кредитах. По плану Бейкера главным многосторонним учреждением являлся Всемир­ный банк. Его функция состояла в оказании дол­жнику помощи по адаптации к его новому эко­номическому положению, а не по стабилизации экономики. Поэтому он был сосредоточен на сред­не- и долгосрочных структурных изменениях, необходимых для стимулирования и поддержания экономического роста в стране-должнике.

Планом также предусматривался пересмотр условий платежей в счет погашения капитальной суммы долга, срок которых наступал через не­сколько лет, и продление срока пересмотренно­го долга. Цель состояла в том, чтобы дать стране-должнику как можно больше времени для устра­нения причин ее финансовых проблем. План Бей­кера принес лишь частичные плоды, поскольку он не предусматривал никакого механизма ока­зания давления на банки с целью вынудить их внести дополнительные средства. Как бы там ни было, банки внесли значительно меньше допол­нительных средств, чем ожидалось.

Банки использовали этот период для нара­щивания резервов по покрытию убытков, свя­занных с непогашенными долгами суверенных государств. Надо сказать, что в 80-х годах банки получали значительные доходы от происходив­шего в то время бума слияний и поглощений, займов для приобретения недвижимости и опе­раций по обмену долгов на ценные бумаги. Таким образом, независи­мо от плана Бейкера они оказались в состоянии списывать часть убытков по долгам суверенных государств.

Возросшие резервы позволили банкам более спокойно признать маловероятность полной вып­латы долгов и рассматривать эти долги как "ос­лабленные" активы, которые можно использо­вать в качестве потенциальных возможностей для извлечения какой-либо прибыли. Эти потенци­альные возможности зависели от деловых целей и планов каждого банка и от конкретных бухгал­терских, налоговых и регламентирующих условий.

Успех плана состоял в том, что заемщики сохраняли свою приверженность стратегии пере­смотра условий долга. Однако, когда отношение кредиторов к долгу начало меняться, их привер­женность идее предоставления должникам новых кредитов ослабла, что способствовало росту за­долженности. За этот период общий долг разви­вающихся стран увеличился с 1 046 млрд. дол. США в 1985 году до 1 282 млрд. дол. США в конце 1988 года. Этот рост общего долга и просроченных долговых платежей усилил заинтересованность сторон в сокращении долга как в возможном ре­шении долгового кризиса.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5